19.07.2017 09:59
AndreyZh
 
Наткнулся на "новый" для меня термин, кратко взглянул на материалы и понял, что тема нуждается в изучении, т.к. будет определять бизнес-среду на ближайшие несколько лет!

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА - РОССИЙСКОЕ ПОНИМАНИЕ

Всё началось "только что" с выступления президента России В.В.Путина на экономическом форуме. Дадим ему слово первым (Под председательством Владимира Путина в загородной резиденции Ново-Огарёво состоялось заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам):

Как вы знаете, в Послании Федеральному Собранию было поручение Правительству предложить системные подходы к наращиванию кадровых, интеллектуальных, технологических возможностей России в области так называемой цифровой экономики.

В тесном контакте с деловым, экспертным сообществами Правительство подготовило соответствующую программу, которая рассчитана до середины следующего десятилетия; сегодня мы обсудим её ключевые положения.

Хотел бы повторить, цифровая экономика – это не отдельная отрасль, по сути – это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества. И конечно, формирование цифровой экономики – это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкурентности отечественных компаний, позиций страны на мировой арене на долгосрочную перспективу, по сути на десятилетия вперёд.

Опираясь на накопленный технологический, интеллектуальный потенциал, нам предстоит реализовать сложный, комплексный проект [по развитию цифровой экономики]. Он беспрецедентен по своему масштабу, значению, влиянию на жизнь страны и каждого конкретного человека.

Отмечу, что за последние годы Россия заметно продвинулась по многим направлениям цифрового развития. Так, по динамике распространения широкополосного интернета и беспроводных сетей мы находимся на уровне ведущих стран. По данным Росстата, с 2010 по 2016 годы доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети интернет, выросла с 48,4 процента до 74,8 процента. Средняя скорость интернета в России в 2016 году выросла на 29 процентов, это уровень Франции, Италии. И к началу 2017 года российский рынок коммерческих центров хранения и обработки данных вырос до 14,5 миллиарда рублей.

Благодаря высокому уровню компетенций наших специалистов в IT-сфере отечественные компании предлагают уникальные программные решения. Они используются в самых разных сферах, в том числе при создании так называемых умных городов.

Здесь особо отмечу, что наша столица Москва входит в число мировых лидеров по применению цифровых технологий в современной городской инфраструктуре, опережая такие мегаполисы, как Торонто, Токио, Гонконг, Барселона и Сидней.

Кстати говоря, по отдельным направлениям индекса Москва входит в тройку лидеров: цифровые сервисы при взаимодействии государства с гражданами – вообще первое место, просто первое место в мире. Надеюсь, Сергей Семёнович нам сегодня расскажет и поделится опытом.
На заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. На заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Создание инфраструктуры для реализации инновационных решений: по этой позиции Москва занимает второе место в мире.

Развитие новых бизнес-моделей на основе массового внедрения передовых технологий – третье место, а система образования, отвечающая потребностям рынка труда будущего, – тоже третье место.

Так что Сергей Семёнович расскажет, как он добился таких результатов. Это значит, что у нас есть компетенции, возможность развивать и другие территории таким же образом. Понятно, что Москва занимает особое место, у неё возможностей гораздо больше, понятно, что здесь у нас работают ведущие компании, – всё это ясно, но компетенции, значит, есть; значит, можем мы это сделать.

Цифровая экономика – новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, общества. Ее формирование – это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкурентности отечественных компаний, позиций страны на мировой арене на долгосрочную перспективу.

Опираясь на накопленный технологический, интеллектуальный потенциал, нам предстоит реализовать сложный, комплексный проект. Он беспрецедентен по своему масштабу, значению, влиянию на жизнь страны и каждого конкретного человека. Его, действительно, сравнивают с теми прорывными преобразованиями, которые на разных исторических этапах позволяли России сделать серьёзный шаг вперёд, укрепить свою позицию в мире; в их ряду строительство железных дорог в конце XIX века или электрификация страны первой половины XX века. Сейчас наша первоочередная задача – создать эффективный механизм для продвижения этого значимого проекта.

О чём идёт речь – только очень коротко о некоторых моментах упомяну, которые считаю важными.

Во-первых, я и в своём выступлении на Петербургском экономическом форуме говорил об этом, обозначил там основные направления развития в России цифровой экономики: это ликвидация правовых барьеров, которые препятствуют внедрению передовых технологий; создание опорной инфраструктуры: линий связи, центров хранения и обработки данных; серьёзное совершенствование всей системы образования, включая обеспечение всеобщей цифровой грамотности, а также запуск инструментов поддержки отечественных компаний, которые являются центрами компетенций в сфере цифровых и других сквозных технологий.

Считаю необходимым назначить ответственных за каждое из этих направлений, обозначить конкретные целевые показатели и сроки решения этих задач.

Благодаря высокому уровню компетенций наших специалистов в IT-сфере отечественные компании предлагают уникальные программные решения. Они используются в самых разных сферах, в том числе при создании так называемых умных городов.

Второе. Проект по развитию цифровой экономики носит сквозной характер, как я уже говорил – охватывает все без исключения сферы жизни, напрямую влияет на деятельность наших компаний, касается каждого гражданина. Поэтому нужно выстроить эффективную систему управления, которая будет соответствовать сложности решаемых задач, позволит объединить усилия уровней власти, бизнеса, научных и исследовательских организаций.

Третье. В текущем году только федеральные и региональные органы власти потратят на информационные технологии почти 200 миллиардов рублей. Прошу предложить конкретные решения по повышению эффективности использования этих денег, этих средств. В целом, как уже говорил, нужно чётко определиться с источниками, механизмами и объёмами финансирования программы развития цифровой экономики.

Давайте перейдём к обсуждению Официальное обсуждение:


Альтернативный взгляд на эти идеи

Цифровая экономика в российских реалиях - это:

1. Новый улучшенный распил бюджета с помощью цифровых технологий, стартапов, механизмов синдицированного кредита и других современных инструментов. Цифровой распил бюджета - это чистый распил, в котором не участвует сырье, недвижимость и другие осязаемые предметы. Цифровая экономика позволяет осуществлять распил без материального остатка на территории России.

2. Новые рабочие места в госаппарате, потому что для новых технологий нужны новые кадры и проще создать новую должность, на которую принять нового сотрудника, нежели переучивать старых работников с риском нарушить процесс исполнения старых обязанностей и получить взыскание.

3. Новые линии связи и дата-центры, укомплектованные импортным оборудованием, закупленным на деньги, полученные от экспорта углеводородов. Дата-центры и линии связи будут сдаваться в аренду, чтобы вернуть потраченные на них деньги в породившую их углеводородную отрасль и расширить добычу углеводородов.


4. Новые оборудованные рабочие места для новых программистов, преимущественно жертв ЕГЭ, половина из которых будет играть в новые танки, а вторая половина отрабатывать аренду дата-центров, линий связи и офисов, чтобы деньги, на которые они были построены, можно было вернуть в углеводородную отрасль и расширить добычу углеводородов.

5. Новые вирусы и рассылки спама, созданные новыми программистами, для защиты от которых Лаборатория Касперского и Mail-ru тоже примут новых программистов.

6. Новое программное обеспечение, которое делает то же самое, что старое программное обеспечение, но в соответствии новой с концепцией цифровой экономики. Новое программное обеспечение должно заменить старое, преждевременно созданное без команды сверху.

7. Новые компьютеры, которые пользователи должны покупать, потому что новое программное обеспечение, созданное новыми программистами в соответствии с новой концепцией, требует новые вычислительные мощности. Новые антивирусы для борьбы с новыми вирусами, новые сайты со встроенными в каждую кнопку консультантами по использованию каждой кнопки и новые игры, созданные взамен старых, недостаточно виртуальных - также будут требовать активного обновления компьютеров, планшетов и смартфонов.

8. Новые тарифы и цены на старые продукты, включающие затраты на строительство новой цифровой экономики с новыми дата-центрами и линиями связи, новыми кассовыми аппаратами, новыми рабочими местами в госаппарате, новыми программистами и их новыми танками, новыми вирусами и антивирусами к ним.

9. Новые виды бухгалтерской отчетности и госстатистики, отражающие успехи в строительстве новой экономики, новые курсы для бухгалтеров по обучению новым формам отчетности, в том числе онлайн-курсы и вебинары, полностью соответствующие новой концепции.

10. Новые надежды IT-специалистов на то, что теперь-то их отрасль станет в России ключевой и заменит сырьевой сектор, хотя на самом деле все деньги на развитие новой экономики будут взяты из того самого сырьевого сектора и в него вернутся исходя из фундаментального принципа рыночной экономики с частным капиталом, который диктует обязательность возврата инвестиций. При этом вернуть нужно будет намного больше, чем вложено, с учетом дивидендов и попутного распила всех уровней, в результате чего IT-сектор останется должен сырьевому.

11. Новые надежды неспециалистов, плохо разбирающихся в IT-сфере и экономике, на новое чудодейственное средство, которое наконец-то поможет решить старые проблемы - неизвестно как, но обязательно поможет, потому что наш народ готов поверить в любое чудо, лишь бы оно как-нибудь само, по щучьему велению, по моему хотению, по посланию президента и как угодно еще. Чтобы все было и ничего за это не было. Горшочек Цифровая экономика - вари! А на деле будет так: цифра превращается, цифра превращается, превращается цифра...

12. Новые проблемы старых решений вместо новых решений старых проблем, потому что новой экономикой собрались заниматься старые люди, которым она не нужна, поскольку им и со старой хорошо. И свои старые решения по приватизации и либерализации экономики они менять не собираются, а значит только добавят к ним новые проблемы, связанные с внедрением новых затратных технологий, находящихся выше их понимания и требующих системного подхода, который им чужд. Зато им очень близок распил бюджетов, который цифровые технологии как раз позволяют делать очень хорошо и без материального остатка на территории России.

13. Новые обещания старого президента, который уже построил нам инновационную экономику и теперь взялся строить цифровую, переобещивая обещанное на новый лад, стараясь выглядеть современным и возглавить то, чего он не понимает, чтобы пойти на новый срок. Это просто новый президентский срок Путина с новыми посулами, на которые должен купиться народ, элита, чиновники, специалисты и неспециалисты, а также западные партнеры, среди которых Путин всеми силами старается стать своим: не через НАТО - так через ВТО, не через ВТО - так через G20, не через G20 - так через Большую Европу, не через Большую Европу - так через Сирию, а не через Сирию - так через цифровые технологии.

Вот только цифровая экономика на самом деле у нас давно уже строится, безо всякого Путина. Она начала строиться еще до того, как Путин стал президентом - в 90-е, с появлением в стране интернета и IBM PC, которые начали завозить еще в СССР.

Цифровая экономика строится все последние годы по мере потребности в ней, по мере спроса на нее, по мере готовности и способности бизнеса наращивать уровень автоматизации и объем цифровых услуг. И нужно ли ускорять этот процесс, тем более в отрыве от развития производства - большой вопрос.

Цифровая экономика в российских реалиях - это лошадь, отцепленная от телеги. Или телега, отцепленная от лошади - как вам будет угодно. Ключевое слово - отцепленная. И ускорение одного без другого ни к чему хорошему не приведет.

Речь Путина о цифровой экономике - это по большому счету попытка возглавить и ускорить процесс, который и без него давно уже идет. Возглавить, поставить себе в заслугу и ускорить методом вербальных интервенций (читай пустословием), после чего... пустить на самотек. А самотек в России - это всегда распил, растрата, популизм.

Вот, что такое цифровая экономика в современных российских условиях.

Это новые красивые слова о том, что и так уже есть на деле, чтобы создать ожидания, что скоро станет лучше, чем прежде, чтобы запустить новый распил бюджетов всех уровней и выбрать Путина на новый срок, продлив малину одним и создав многоуровневый разноплановый геморрой другим.

P.S. Вникая в темы ЕГАИСов, касс, ЭДО - у меня нет аргументов против альтернативного взгляда на эти госиннициативы