Форум OlegON > Программы и оборудование для автоматизации торговли > Оборудование > Онлайн-кассы > Общие и правовые вопросы по ККT

Откуда взялась фискальная память в ККМ : Общие и правовые вопросы по ККT

28.03.2024 16:16


17.06.2014 21:13
Troll
 
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.09.97 г. N 1402-Р в 2000 г. была завершена замена контрольно-кассовых машин без фискальной памяти на ККМ с фискальной памятью.

Фискальная память ККМ - это комплекс программно-аппаратных средств в составе ККМ, обеспечивающий некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долгосрочное хранение итоговой информации о денежных расчетах с населением, необходимой для правильного исчисления налогов.

Замена проводилась в течение четырех лет - с 1997 по 2000 г., и с каждым годом все острее становился вопрос защиты фискальной памяти ККМ от несанкционированной корректировки. Налоговые органы Московской области совместно с органами налоговой полиции, УБЭП постоянно ведут работу по выявлению и пресечению фактов такой корректировки.

По сведениям налоговых органов городов и районов области количество выходов из строя блоков фискальной памяти резко увеличивается в период подачи деклараций о доходах индивидуальных предпринимателей, что свидетельствует о корректировке фискальной памяти используемых ими ККМ.

Инспекции МНС России в городах и районах Московской области используют для выявления устройств корректировки фискальной памяти кассовые чеки, которые выдаются покупателям. В качестве покупателей выступают налоговые инспекторы, которые при покупках товаров выданный им чек передают в отдел, который контролирует правильность применения ККМ. При проведении выездных налоговых проверок данные кассовые чеки сверяются с контрольной лентой ККМ. Несоответствие чека контрольной ленте означает, что организация "перебивает" контрольную ленту, т.е. корректирует фискальную память.

Вопрос о доступе к фискальной памяти в настоящее время трактуется по-разному. Согласно Положению о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, утвержденному решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК по ККМ) от 6.03.95 г., на налоговые органы возложена обязанность по введению в фискальную память ККМ пароля налогового инспектора. Письмом Госналогслужбы России от 16.05.95 г. N ЮБ-6-14/276 "О решениях Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам" были доведены до сведения указания о порядке введения пароля налогового инспектора. ГМЭК по ККМ решением от 29.08.96 г. (протокол N 5/30-96) внесла уточнения в технические требования для ККМ по осуществлению денежных расчетов с населением, утвержденные ГМЭК по ККМ 10.11.94 г. (протокол N 14) и 23.06.95 г. (протокол N 5/21-95): в разделе 3.3 слова "фискализация ККМ проводится в специально выделенном режиме, доступном только налоговому инспектору. Вход в режим разрешается после ввода пароля доступа к фискальной памяти" заменить словами "фискализация памяти проводится после ввода пароля доступа к фискальной памяти". В разделе 3.4 слова "В процессе фискализации налоговый инспектор вводит следующие реквизиты" заменить словами "В процессе фискализации вводятся следующие реквизиты". Таким образом, слова "налоговый инспектор" исключены из данных разделов, а также из раздела 4.2. Иногда это воспринимают как возможность свободного доступа к паролю налогового инспектора, который не отменен МНС России. Пока не решен вопрос о том, кто должен проводить техническую экспертизу ККМ для выявления устройств корректировки фискальной памяти или подтверждения факта корректировки фискальной памяти - Лаборатория эталонных образцов ККМ, заводы-изготовители или ЦТО, а двоякое толкование возможности доступа к фискальной памяти - это "лазейка" для злоупотреблений, связанных с корректировкой данных.

Для защиты фискальной памяти от корректировки в настоящее время проводится работа по введению банка эталонных версий моделей ККМ. Теперь каждая модель ККМ будет иметь паспорт версии. Данная работа ведется в соответствии с решением ГМЭК по ККМ от 8.08.2000 г. (протокол N 3/57-2000). Генеральные поставщики моделей ККМ должны представить в Лабораторию эталонных образцов ККМ перечень версий моделей, предлагаемых для включения в банк эталонных версий, которые после экспертизы на соответствие техническим требованиям будут утверждены ГМЭК по ККМ. Работа по сверке версий ККМ с эталонной версией названа эталонизацией. Эталонизация версий ККМ будет проводиться ЦТО по утвержденным Лабораторией эталонных образцов ККМ методикам освидетельствования эксплуатируемых машин на соответствие их эталонным версиям.

ЦТО в случае допуска к эксплуатации ККМ, не соответствующей эталонной версии, либо проведения доработки и освидетельствования ККМ с нарушением требований указанного решения ГМЭК по ККМ может быть лишен аттестации, а ГМЭК по ККМ может обратиться в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с предложением лишить этот центр права осуществлять техническое обслуживание и ремонт ККМ.

Налоговые органы после 1 июля 2001 г. снимают с регистрации ККМ, не соответствующие эталонной версии.

Налоговым органам необходимо заранее уведомить всех владельцев ККМ о том, что после 1 июля 2001 г. будут сниматься с регистрации ККМ, не соответствующие эталонной версии, и о необходимости провести до 1 июля 2001 г. проверки версий ККМ на соответствие эталонному образцу. Для снятия с учета ККМ необходимо запросить информацию от ЦТО о ККМ, не прошедших эталонизацию.

В соответствии с утвержденным решением ГМЭК по ККМ (протокол от 11.10.2000 г. N 4/58-2000) Порядком проведения замены фискальной памяти контрольно-кассовых машин такая замена будет проводиться только в случае аварии фискальной памяти. О необходимости замены фискальной памяти ЦТО составляет заключение с указанием причин замены.

Для получения разрешения на замену фискальной памяти ККМ пользователь обращается в налоговый орган с заявлением о ее замене, к которому прилагается заключение ЦТО. Налоговый орган выдает такое разрешение после прочтения и документального оформления полного фискального отчета, содержимого накопителя фискальной памяти в соответствии с инструкцией по замене фискальной памяти ККМ данной модели. Прочтение и документальное оформление содержимого накопителя фискальной памяти проводятся с участием представителей налогового органа, центра технического обслуживания и пользователя ККМ.

Способ, применяемый для прочтения и документального оформления содержимого накопителя фискальной памяти (в том числе программно-технические средства) при ее аварии, указывается в инструкции по замене фискальной памяти. Программно-технические средства должны быть согласованы с экспертной организацией, проводившей техническую экспертизу ККМ этой модели. Применение для чтения содержимого накопителя фискальной памяти программно-технических средств, не указанных в инструкции по замене фискальной памяти модели ККМ, запрещается.

При аварии накопителя фискальной памяти и невозможности установить его содержимое данные о проведенных на ККМ денежных расчетах и количестве сменных (суточных) отчетов определяются по предыдущим фискальным отчетам, контрольным лентам и журналам кассира-операциониста. В случае прочтения отдельных фрагментов содержимого накопителя фискальной памяти соответствующие данные прилагаются к указанным документам.

Уже созданы специальные устройства для считывания фискальной памяти и идентификации программного обеспечения "Меркурий СТ-01", которые предназначены для осуществления контроля целостности программного обеспечения ККМ, считывания фискальной памяти, перепрограммирования памяти микроконтроллеров, памяти ЕPROM, EEPROM. Устройство выпускается для применения налоговой службой и для ЦТО.

В исполнении для налоговой инспекции устройство выполняет следующие функции: считывание в буфер данных, хранимых в программной памяти микроконтроллера, памяти ЕPROM, EEPROM и фискальном модуле, запись этих данных в файл на компьютере в формате BIN или InteI HEX или сохранение считанных данных во внутренней памяти, загрузка с компьютера эталонных версий программного обеспечения во внутреннюю память устройства, автоматическое сравнение считанных данных с эталоном, загруженным из файла компьютера или из внутренней памяти устройства. Устройство может работать автономно или с компьютером.

В исполнении для ЦТО устройство выполняет все перечисленные функции. А, кроме того, может стирать и программировать данные, хранимые в программной памяти микроконтроллера, памяти ЕPROM, EEPROM и фискальном модуле.

Контрольно-кассовая машина является счетно-суммирующим, вычислительным и чекопечатающим устройством, по сути это тот же компьютер. Многие ККМ работают в компьютерной сети. Поэтому, наверное, правильно было бы установить уголовную ответственность за действия по корректировке фискальной памяти. В Уголовном кодексе Российской Федерации есть ст.272, которая предусматривает за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, т.е. информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине, системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло за собой уничтожение информации, наказание в виде штрафов в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

В корректировке фискальной памяти участвуют владелец ККМ и специалист по ККМ, поэтому тут можно применить часть 2 ст.272, которой предусмотрено, что то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

За несанкционированное изменение фискальной памяти ККМ можно применить и ст.273 Уголовного кодекса Российской Федерации (создание, использование и распространение вредоносных программ ЭВМ). Согласно этой статье создание программ, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению информации, а равно их использование либо распространение наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев.

Уже есть примеры законодательного решения вопроса об ответственности за несанкционированное изменение информации фискальной памяти ККМ. Так, в Республике Башкортостан в конце 1999 г. был принят Закон "Об административной ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и правил эксплуатации контрольно-кассовых машин". Закон предусматривает меры ответственности за несанкционированное проникновение в фискальную память, нарушение сроков хранения контрольных лент, журналов кассиров-операционистов и других первичных учетных документов, подтверждающих факт проведения денежных расчетов с населением.

Необходимо создать условия для надежной защиты фискальной памяти ККМ, что обеспечит отражение реальной выручки, полученной при денежных расчетах с населением, и позволит увеличить поступления средств в бюджеты.
Часовой пояс GMT +3, время: 16:16.

Форум на базе vBulletin®
Copyright © Jelsoft Enterprises Ltd.
В случае заимствования информации гипертекстовая индексируемая ссылка на Форум обязательна.