Форум OlegON > Программы и оборудование для автоматизации торговли > Другие вопросы > Магазины

Как правильно выбрать место и помещение для магазина : Магазины

28.03.2024 19:15


19.06.2016 17:50
Occul
 
Правильный выбор места магазина – залог успешного бизнеса в любом виде ритейла. Во время кризиса удачное расположение еще более важно потому, что позволяет максимально использовать целевой трафик. В выборе места для новых торговых точек есть свои технологии, секреты и тонкости. О них рассказывает Александр Шипилов – совладелец краудсорсинговой компании Wowworks.

Открытие новых магазинов

– Нужно понять, зачем компания хочет открывать новые торговые точки. В самом грубом приближении таких целей две: представиться потребителям в новом городе, засветить бренд в знаковом месте города или расширить продающую торговую сеть.

В первом случае вы открываете витрину, чтобы люди могли пощупать продукт, увидеть его вживую и возможно, потом покупать через интернет. Во втором – создаете полноценные магазины для оффлайновой торговли.

Затем нужно рассчитать необходимый уровень проникновения на местности.

Тут все зависит от продукта и желаемого объема продаж по сети. Очень часто ритейл интересуют города от 400-500 тыс. человек населения. Некоторые компании, наоборот, интересуют небольшие города и поселения. В любом случае, чтобы говорить о хорошей представленности в городе, нужно отталкиваться от численности населения и от статистики продаж на душу населения. Например, если вы решили открывать новый обувной магазин, то зная, что человек покупает в среднем 3,5 пары в год, понимаете количество людей в вашем ценовом сегменте, представляете объем продаж и долю, которую планируете забрать. Отталкиваясь от этой статистики, рассчитывайте необходимый вам ассортимент, персонал и другие значения.

Поняв, какой тип торговой точки вам нужен и сколько точек надо открывать, можно переходить к другим шагам.

Сбор данных для открытия магазина

– Для анализа конкурентов можно использовать разные системы и варианты.

Первый – для компаний, которые могут себе позволить использовать услуги крупных консалтинговых компаний для исследования рынка. Это самый дорогой вариант, и не всегда самый быстрый. Но специализированные компании действуют по проверенным методикам и могут собрать информацию по всей стране.

Второй – привлечь небольшие консалтинговые агентства, хотя таких на рынке немного. И в этом случае сложно найти компанию с хорошей репутацией, которой можно доверять.

Третий вариант – это когда сам ногами идешь в каждый город и смотришь, что там на самом деле происходит с конкурентами, со средним чеком продаж, с представленностью брендов, с возможностями аренды и ставками. Этот вариант – самый дешевый и самый верный, если этой задачей занимается профессиональный человек, понимающий все тонкости бизнеса. Единственный минус – скорость. Человек не может одновременно оказаться в 20 городах нашей страны, чтобы дать по ним полную оценку.

Четвертый – нанять местных специалистов, лучше из вашей же отрасли, которые займутся такой задачей, как проектная деятельность. Они хорошо знают местные особенности, конкурентную среду и уровень потребления. Вам не нужно нанимать их на постоянную работу и в будущем в управлении они вряд ли пригодятся, но использовать их как фрилансеров для старта оптимально. Нужно только точно поставить задачу, чтобы на выходе получить и оценку размещения, и конкурентов, и все остальное.

Плюс здесь в том, что можно нанять специалистов для большого охвата территории одновременно. Такие работы выполняют краудсорсинговые b2b-проекты. Правда, при работе с ними есть свои особенности. На штатных сотрудников вы можете воздействовать, у вас есть рычаги управления, мотивация, четкая система подчиненности. Но этот вариант и дороже – вы несете расходы на командировки, оплату труда, проезд, больничные и так далее.

Фрилансеры, как правило, обходятся дешевле. К тому же это, как правило, люди, уже знающие местную специфику. Они наверняка уже до вас занимались такими работами для других фирм, «приземлили» не одну компанию, успешно приземлят и вашу.

Чтобы фрилансеры успешно работали, нужно прописать с ними обязательства и управлять ими из одного центра, особенно если вы планируете работы на большой территории. Можно выделить специалиста в компании, или можно найти единого подрядчика, который будет вести ваш проект по всей территории России.

Анализ трафика

– Место и трафик вокруг него – основа. И неважно, делаете ли вы витрину, или сеть для оффлайн-торговли. В любом случае размещайтесь в максимально трафиковых местах. Да, это дороже, но это окупается. Кроме того, есть важный фактор.

В бойком магазине всегда все идет живо и бодро – в том числе и работа продавцов. Когда есть народ, есть мотивация для работы, есть что предложить, есть кому предложить – и продажи идут быстрее. Трафик быстрее конвертируется в продажи.

Затем, имея на руках аналитику, вы определяете количество торговых точек и места, где бы вы их хотели видеть, вырабатываете адресную программу. Количество мест в адресной программе должно быть в три раза больше желаемого результата. Если вы планируете открыть 10 магазинов, то должно быть около 30 мест в разработке. В этом случае есть вероятность, что в ближайшие полгода вы найдете себе 10 потенциально подходящих точек. И обязательно бейтесь за самые топовые места. Как правило, они заняты, поэтому придется потрудиться.

Оценка местоположения магазина

– После того, как вы определили самые подходящие места, надо убедиться, что они вам действительно подходят. Для этого нужно замерить трафик вокруг намеченной точки.

Самый простой вариант – записать несколько видео в пиковые и непиковые часы. Посмотрев 2-3 минуты, специалист поймет, есть трафик или нет.

Но есть хитрости, которые надо знать. Если такую съемку вам предоставит арендодатель, или компания, которая занимается вашим размещением, то на ней может быть специально организованный наплыв. Люди на местах умеют «правильно» снимать людской поток. У них задача – продать вам помещение.

Поэтому лучше нанять фрилансера и дать задачу – снять видео по конкретному адресу, в определенной секции торгового центра в такие-то часы. Стоит это недорого, и вы получите достоверную информацию о трафике. Когда в ремонт помещения вкладываются миллионы, лучше не рисковать и заплатить 1000 рублей независимому человеку, который даст вам точное представление.

Если данные по трафику вас устроили, переходите к другим нюансам. Обратите внимание на электрические мощности, расположение рекламных конструкций, входов и выходов, проходов, лестниц и так далее.

Обязательно обратите внимание на фасадную часть. Например, неудобная лестница, по которой люди поднимаются к вам, будет негативным фактором, как и маленькие окна либо закрытые фасады. С этим иногда можно смириться, если место в высоком трафике, но эти тонкости надо учитывать, ведь они помогут вам снизить цену, если вы правильно поведете переговоры с собственником.

Арендная плата и переговоры с собственником

– Размер арендной платы – отдельная задача для настоящих мастеров переговоров. Чтобы эти переговоры были успешными, нужны все подготовительные мероприятия. Вы должны знать все тонкости помещений по всем территориям, где хотите открывать новые точки.

Для начала проанализируйте стоимость арендных площадей в этом месте и установите для себя верхнюю планку. Но никогда не начинайте с цены. Сначала расскажите о серьезности ваших намерений, о долгосрочных отношениях, масштабах вашей компании, Расскажите, сколько денег вы собираетесь вложить в помещение. Попробуйте узнать у собственника, что для него еще важно, кроме денег.

Например, если у вас есть свободные средства, можно внести арендную плату за полгода вперед, или договоритесь о возможности пересдать в субаренду лишнюю для вас площадь.

Интересный вариант – привязать арендную плату к выручке. Я считаю, что это более честные взаимоотношения с арендодателем. Договориться о фиксированной сумме, но если место такое хорошее, как он рекламирует, пообещать ему процент с выручки. Если результаты будут выше ваших расчетов, например, базовая ставка 100 тысяч, но если выручка будет больше 1 миллиона в месяц, то я буду с каждых дополнительных 100 тысяч доплачивать 10 тысяч арендной платы. Соответственно, на основании всех этих данных составляется ТЭО (технико-экономическое обоснование).

В процессе переговоров несложно перекупить площадку, подняв цену на 50% от стартовой. Но нужно понимать: это дорогая аренда, и снижать ее будет крайне тяжело. Кроме того, вы уже дали арендодателю козырь – в любой момент он может поступить с вами так, как вы сами поступили с предыдущим арендатором. Собственник берет договор, показывает желающему встать на ваше место и говорит, дайте мне хотя бы столько же, а то эти надоели, они какие-то капризные.

Пытайтесь приравнять свою аренду к соседям или к общей ценовой политике этого места.

Важный момент – понимать, где вы хотите встать изначально, потому что аренда сильно отличается внутри любого торгового центра. С каждым этажом вверх стоимость падает процентов на 20. Торговые центры, конечно, вас будут загонять туда, где стоят аналогичные бренды или похожий ассортимент. И для того, чтобы понимать стоимость по аренде, правильно узнавать арендную плату именно этих мест.

Очень важный момент – ТЭО должно быть основой для действия, и с ним надо сверять фактические результаты. И за соответствие этого ТЭО фактам должен отвечать человек, подбирающий помещения. На практике это значит «привязку» таких поисковиков к эффективности магазинов. То есть после оформления сделки они получают около 70 процентов обещанного бонуса, оставшуюся часть платят в течение трех месяцев, когда магазин начал показывать результаты.

Но я думаю, самый честный вариант – привязывать бонус к входящему трафику, так как на конверсию трафика в продажи влияет еще масса факторов – товара не было, продавцы не обучены и т.д.

Используйте современные технологии и помните о безопасности.

Наиболее современная технология сейчас – использование краудсорсинга, особенно если компания планирует масштабную экспансию в разных регионах. Конечно, ее можно осуществить и только со штатными работниками, но затраты будут неизмеримо дороже.

Если вы планируете выходить на конкретную территорию, то это очень быстро узнают конкуренты. Как только вы начнете открывать первые магазины, все поймут, что вы планируете развиваться. Чтобы не раскрыть свои экономические секреты, расчеты и т.д., ТЭО делится на две части, и только ограниченный круг сотрудников знает всю картину. Подрядчикам, конечно, она не сообщается.

Количество точек, которые вы хотите открыть, должно быть завышено раза в три. Но количеством магазинов обычно хвастаются. Это, скорее, будет вам только на руку.

Выбирая точки для магазинов, рассматривайте варианты для магазинов разных форматов. Не всегда в желаемых местах (а место – это самое важное) удается взять нужную площадь. Скажем, ваш товар рассчитан на магазин определенного формата и площадь 90-100 кв. метров, но вдруг подворачивается шикарное место, а оно 50 или 60 квадратов. Для такого случая неплохо иметь какой-то мини-формат, чтобы разместить сокращенный ключевой ассортимент, застолбить это место и начать торговать, привлекая внимание к бренду, повышая его узнаваемость
Часовой пояс GMT +3, время: 19:15.

Форум на базе vBulletin®
Copyright © Jelsoft Enterprises Ltd.
В случае заимствования информации гипертекстовая индексируемая ссылка на Форум обязательна.