Вот существует некий, абстрактный, одиночный, НЕ продовольственный, магазин. Настал момент, когда руководство принимает решение автоматизировать торговлю и учёт. Именно автоматизировать, а не вести учёт в тетрадке или экселе. На выбор две системы - СМ и конфигурация под 1С. Так как 1С я не внедрял, то буду высказывать свои мысли в разрезе СМ. Не лишним будет кому-то, по похожей схеме, высказаться и в отношении 1с.
Итак, что нам требуется? Сначало, в общих чертах (дополняйте/поправляйте меня по ходу размышлений).
Повторюсь, в случае одиночного магазина, самым главным вопросом для его хозяев является стоимость затрат по автоматизации. На данном этапе руководство ещё не видит всех прелестей автоматизированного учёта и они не могут знать всех плюсов и минусов той или иной системы, поэтому, экономить будут на всём. Задача внедренца, на мой взгляд, не тупо втулить заказчикам самое дорогое и, якобы, стабильное железо и ПО, а найти компромис между ценой и качеством. Следует на забывать, что заказчики обратятся к конкурентам в любом случае, даже если Вы их сразу убедите в том, что СМ лучше 1С по всем параметрам. Исходя из этого, с одной стороны, будем экономить на тех вещах, без которых автоматизация, в принципе, возможна, а с другой стороны, не будем экономить на тех вещах, которые существенно упрощают труд человека, но при этом стоимость этих фенечек остаётся в пределах "разумного".
Для начала, определяем конфигурацию торговой системы. В этом случае, как нельзя лучше, подойдёт обычный СМ-Бутик. В её состав входит 2 рабочих места + 1 для кассового сервера. Фактически, одновременно, в базе могут работать 3 человека (проверено лично). Также, в состав конфигурации входят и лицензии для Oracle.
Далее, нужна какая-то железка, на которой будет жить база данных и супермажные сервисы. Так как нагрузка на одиночный магазин будет не слишком большая, достаточно обычной, десктопной, конфигурации. Из которой следует отметить разве что 4-х ядерный процессор, не самой высокой частоты, 4 гига оперативы, простой рэйд-массив из 2-х винтов в зеркале, бесперебойка от 1000 VA, ну и монитор, желательно от 19", для удобства работы.
Устанавливаем на этот компьютер самую простую (дешёвую) ОС, желательно Win XP HOME OEM. Никаких антивирусов, сетевых экранов, мультимедийных приблуд и другого платного и условно-бесплатного ПО ставить не требуется. Разве что Open Office может понадобится.
Данный компьютер будет являться сервером. Несмотря на это, он будет сочетать в себе ещё и функции рабочего места для оператора. Из личной практики, могу сказать, что достаточно одного работника, который будет осуществлять все операции в программе. Для подстраховки, необходимо обучить остальных сотрудников основным моментам для работы с торговой системой. В данном случае, встроенные в СМ функции проверки и разграничения прав доступа оказываются очень в тему.
Далее, из железа потребуется сканер ШК, принтер этикеток и терминал сбора данных. Можно обойтись без ТСД, но он очень упрощает проведение ревизии в случае если торговые площади разделены на отдельные помещения и много мелкого товара.
Теперь, нужно подумать, что из себя будет представлять кассовое место. Если экономить каждую копейку, то выгоднее поставить обычный системник, основанный на самой слабой конфигурации, с монитором минимальной диагонали. Но если места мало, то самым лучшим вариантом будет лекспос. Это очень надёжная и тихая машинка, с неплохими показателями стабильности и надёжности. Устанавливаем программу СМ-касса. Подключаем торговую клавиатуру (можно и обычную, но придётся кассиров натаскивать на горячие клавиши), сканер, принтер чеков и денежный ящик. Вешаем всё это на самую обычную бесперебойку минимальной мощности.
Вот и всё. Теперь подбиваем общий расход, не считая некоторых мелких трат, типа организации локальной сети, сетевых фильтров, клавиатур, мышек и т.д.
Супермаг-Бутик: ~ 71 000
Компьютер, выступающий в роли сервера: ~ 25 000
19" монитор на сервер: ~ 7000
Бесперебойка для сервера Ippon Smart Power Pro 1000: 5000
Операционка на сервак Win Xp HOME OEM: ~ 2600
Ручной комовский сканер Metrologic Voyager MS-9540: ~ 5000
Принтер этикеток Datamax E4203 DT: ~ 18 000
Как вариант из дешёвых, терминал сбора данных BHT-8044D: ~ 27 000
Системник для кассы CheckWay POS 55 SATA: ~ 21 000
Супермаг-Касса: ~ 7000
Монитор на кассу, обычный 17": ~ 6000
Торговая клавиатура: ~ 4500
Денежный ящик: ~ 3000
Принтер чеков Wincor Nixdorf TH210: ~ 13 000
Бесперебойка IPPON Back Office 400: ~1 500
Итог: ~ 220 000 рублей. Все цены из прайсов розничной торговли.
Что касается работы, то автоматизация одиночного магазина оценилась мною в 30 000 р. За эти деньги я, в одно лицо, работал 2 недели, начиная с момента установки и первоначальной настройки программ и заканчивая финальной ревизией, попутно обучая всех работников магазина. За период подготовительной работы было забито порядка 15 000 карточек. Таким образом, на момент открытия уже автоматизированного магазина, заказчики раскошелились на 250 000 р. При этом они получили полностью завершенный программный продукт, без дополнительных даработок (за исключением внешного вида ценников) в комплекте с надёжным железом.
Уже чуть больше года я обслуживаю данный магазин и вся моя работа сводится к тому, что, иногда, приходится напоминать что и как делается, т.к. одни работники уходят, другие приходят, а некоторые просто тупЯт. Все функции торговой системы чётко разграничены между пользователями. Договор на горячую линию от С+ заключать не стали, сэкономили, хотя, 1200 р. в месяц за два рабочих места не так уж и много, но по факту, поддержка просто не нужна! Когда настанет время обновляться, мы единовременно проплатим половину от стоимости годовой подписки на горячую линию и тем самым получим доступ к самой свежей версии программы. Нужно отметить, что на базе конфигурации СМ-Бутик, можно организовать и небольшую сеть магазинов. Думается, до 3-х касс данная конфигурация легко переварит. Возможно, что и больше, я не проверял. Главное, в этом случае - организовать стабильные каналы данных между магазинами и базой. Хотя, я написал свой обмен и всё работает у нас даже на нестабильных каналах. За год работы размер базы данных небольшой, все занятое табличное пространство умещается в 1 гигабайт. В базе чуть больше 20 000 артикулов.
Переодически, различные люди задают мне вопрос, сколько будет стоить автоматизировать их торговлю на базе супермага. Я привожу рассчёты, в некоторых случаях даже по ценам ниже рекомендованных розничных, рассказываю все возможные положительные стороны и озвучиваю стоимость, после чего люди выбирают торговую систему на базе 1С. У нас уже дофига автоматизированных одиночных магазинов и, даже, небольших сетей, в том числе и продовольственых, которые сидят на 1С и не жужжат. Считаю, что в битве 1С против супермага победят не те, у кого продукт лучше заточен под торговлю, а те, кто сможет лучше его преподнести покупателям. И в этом случае открытая архитектура 1С имеет большое приимущество, позволяя огромному количеству программистов и менегеров найти своё место в жизни и заработать на кусок хлеба с колбасой. И не важно совсем, как будет работать в итоге система и с какими проблемами может столкнуться покупатель в дальнейшем, главное - ВЫГОДНО ПРОДАТЬ!