13.09.2014 20:34
При каждом изменении температуры окружающего воздуха на 1 градус объем нефтепродукта изменяется примерно на 1 процент, проще говоря, уменьшается (или увеличивается) количество литров в цистерне.

Важно отметить, что речь сейчас идет о ситуации, когда наша с Вами условная цистерна находится в состоянии покоя, никто из нее ничего не сливает, ничего в нее ничего не добавляет, утечки или испарения также отсутствуют.

Чтобы понять, много или мало, нужно в качестве примера указать, что средний объем бензовоза составляет 20 куб. м., а температура воздуха может в любой климатической зоне измениться в течении суток на 10 градусов и даже более.

Если вдруг бензовоз действительно не довезет 10% топлива (1% на 1 градус), то его на АЗС попросту не примут, однако во всех остальных случаях отрасль нефтепродуктообеспечения (нефтебазы, бензовозы, АЗС) постоянно сталкивается не с практической задачей построения устаивающей ее системы учета нефтепродукта.

Будучи автором этой статьи, я хотел бы описать минимум 4 существующих в настоящий момент модели учета:

1. Массовый учет (без объемного)

На самом деле при любом изменении температуры у нашей с Вами цистерны объем нефтепродукта может измениться в соответствующую сторону, но вот масса никогда не изменится. Поэтому если бы мы взвешивать наши нефтепродукты, то с точки зрения учета наступило бы счастье.

Хотя такой прибор, как массомер, действительно существует (и на площадку для взвешивания бензовоз также можно загнать), массовый учет в чистом виде можно поставить только на нефтебазе, да и то, возможность построить более менее точный массовый учет нужно закладывать, что называется, еще при проектировании той нефтебазы.

Указанное в первом абзаце «счастье» (т.е. ситуации, когда у всех участников процесса, - нефтебаза, бензовоз, АЗС учет нефтепродуктов идет в массе) существует только в Канаде, только там топливо продается на АЗС в килограммах.

Что касается любых других территорий (в том числе России и СНГ), то массовый учет топлива заканчивается на нефтебазе, - и сложившаяся практика, и нормативные документы обязывают АЗС вести учет в литрах.

Да, я не оговорился, в соответствии с Законодательством, АЗС ведет учет в литрах. То, что ниже будут описаны модели объемно-массового учета, это частный результат учетной политики определенной нефтяной компании, причем попытка дойти до истины (учет плотности, температуры и даже иногда массы) в ряде случаев приводит к коллизиям с действующим Законодательством, в первую очередь трудовым и налоговым.

Так, в частности, летом на АЗС естественным путем образуются излишки топлива, но я знаю лишь одну нефтяную компанию (почила в бозе), которая платила с этого налоги.

Но давайте вернемся к нашей нефтебазе. Я думаю, что описывать технологию массового учета не имеет смысла, поскольку она проста.

Остаток (кг) на начало суток + Приход (кг) – Расход (кг) = Остаток (кг) на конец суток

Налив бензовоза на нефтебазе является последней для нее учетной операцией, которую производят в килограммах. Бензовоз наливают «под планку», это видимая линия (уровень) в цистерне бензовоза.

Нужно сказать, что каждая цистерна бензовоза откалибрована и поверена, «планка» - это и есть определенное количество литров (например 5 куб.м.), так вот, нальет нефтебаза (хотя учет ведется в кг) именно 5 тыс. литров. Далее она либо загонит бензовоз на площадку контроля массы (взвесит пустой и потом полный, разница = массе нефтепродукта, который налили), либо измерит плотность нефтепродукта, который налит в цистерну бензовоза. Массу в этом случае можно вычислить как произведение объема на плотность.

P.S. Для нефтебазы учет в литрах это тоже самое, что для магазина самообслуживания учет в розничных ценах. Да, каждый товар имеет некую розничную цену, однако остаток на конец дня с Товарном отчете у нас в себестоимости….


Объемный учет и его подвиды

2. Просто объемный учет (только литры, без килограммов)

В самом начале следует отметить, что нефтебаза никогда не ведет «простой объемный учет», в то время как АЗС простой объемный учет используют часто. Методологически он не верен, легко индикатируется маркой и моделью автомобиля, на котором операторы (сотрудника) приезжают на АЗС. Если это НОВАЯ шкода октавия, например, и их у АЗС стоит по числу сотрудников (официальная з/п у них 15 тыс. руб.), то с вероятностью 90% здесь не только примитивный объемный учет, но и дела похлеще.

Сам по себе простой объем учет также прост, здесь одни литры суммируются с другими в не зависимости от температуры и плотности.

Очень часто учет в литрах ведется потому, что нет приборов учета (уровнемеров) или топливо бодяжится (тут чем хуже дела с учетом, тем лучше).

Когда приедет наш с Вами бензовоз, первое, что с ним сделают – дадут отстояться. Причем это важно при всех моделях учета. После отстоя, посмотрят, уровень нефтепродукта там «под планку» или нет. В случае незначительных отклонений оператор АЗС может его принять, однако в случае существенных отклонений – заворачивает бензовоз обратно. Как правило, плотность и температура нефтепродукта, находящегося внутри бензовоза, не меряют, хотя при необходимости всегда могут.

Количество привезенного бензовозом нефтепродукта определяют по изменению уровня резервуара (емкость, как правило, под землей), куда сливается нефтепродукт. Резервуар, как правило, откалиброван. Для измерения уровня используют либо метршток (линейка длинной несколько метров), либо уровнемер (в РФ обычно используют «Струна» и «Иглу», но возможны любые иные модели уровнемеров). Что важно, честного измерения объема произвести таким образом невозможно, мы с определенной погрешностью меряем уровень жидкости. У нас заведомо существует градировочная таблица на КАЖДЫЙ резервуар и мы утверждаем, что там, например, 15203 литра просто потому, что в градировочной таблице уровню 5021 мм соответствует 15203 литра. Измерить там именно объем, невозможно. Даже если «Струна» показывает нам объем, не надо думать, что она его измеряет. Она измеряет уровень, а вот объем она нам отображает лишь потому, что в нее вбита градировочная таблица.

В принципе, после слива количество (в литрах) находящегося у нас на АЗС нефтепродукта должно увеличиться на объем цистерны бензовоза, но в ряде случаев бывают расхождения. Самое пристойное объяснение, почему при сливе из одной поверенной цистерны объемом 5 куб.м. в другую поверенную цистерну объем (не масса) топлива в другой поверенной цистерне увеличился лишь на 4910 литров (а не 5000), заключается в погрешностях градировочной таблицы, например, когда инженер вбивал ее в «Струну», он ошибся и вместо «6» вбил «9». Пока уровень не остановится на этих миллиметрах, ошибка никогда не проявится.

Еще 4910 литров можно получить из 5 куб.м., если слить 200 (не 90) литров и помешать метрштоком топливо в резервуаре (как чай ложкой). За счет «волн», метршток покажет больший уровень, чем на самом деле есть.

При наличии расхождений делаются отметки в накладной и бензовоз (а с ним и нефтебаза) соглашаются с тем, что топлива привезли 4910 литров. Бывает, что не соглашаются, в этом случае примут у них 5000 литров, но больше водитель этого бензовоза ничего и никогда на эту АЗС не повезет.


3. Учет в условных литрах (литрах, приведенных к 15`C)

На самом деле в большинстве стран Европы учет ведется в литрах, приведенных к 15`C. Это хороший аналог объемно массового учета с тем отличием, что в большинстве случаев его показания похожи на текущие показания «Струны» (массу «Струна» никогда не показывает, но вот объем почти всегда).

Условность в 15`С взята из предположения, что средняя температура нефтепродукта под землей не изменяется (она действительно изменяется в зависимости от весны/лета на 2-3`C, не больше), а температура топлива в бензовозе ночью (обычно топливо привозят ночью, хотя в Москве в любое время суток) тоже близка к 15`C, в особенности если взять страны с более благоприятным климатом, нежели РФ.

В этом случае у нас есть остаток на начало и конец смены в литрах и приведенных литрах. Физические литры приводят к «приведенным» через пересчет фактической плотности к номинальной, причем все приборы учета, имеющиеся на АЗС (уровнемер), не способны отображать «объем в приведенных литрах», максимум – идет измерение и отображение текущей плотности нефтепродукта.

Учет в приведенных литрах полезен еще и тем, что в ряде случаев существующие сегодня контроллеры ТРК (Домс, например) позволяют по TCP IP поднимать в облако текущие значения объема с приборов учета топлива. В том случае, если нас с Вами сменно-суточный отчет был закрыт в «условных литрах», то в «облаке» мы увидим примерно то, что ожидаем увидеть. Отклонения в 10% тут явно свидетельствуют о недостаче и не могут быть объяснены погрешностями измерения или изменением температуры.

Тем не менее, учет в приведенных литрах применяется в РФ ограниченно, например он был заложен в Retalix и применялся на АЗС «ТНК-BP».

4. Объемно массовый учет

Прекрасная вещь, дает возможность вести методологически правильный учет нефтепродуктов. Он чуть точней (и сложней) учета в приведенных литрах по той причине, что пересчет в эталонную единицу измерения (в данном примере килограммы, в предыдущем примере – приведенные к 15`С литры) ведется не только для остатков и приходных операций, но и для расходных операций тоже.

Все операции пересчитываются в килограммы, и «расчетный остаток на конец дня» также существует в килограммах. Это значит, что можно измерить уровень топлива, получить объем, измерить плотность, вычислить килограммы и выяснить, излишки у нас или недостачи.

Теоретически, объемно массовый учет можно вести не имея измерителей плотности, существует математический способ вычисления средней плотности при смешивании двух продуктов, плотность которых разнится.

При выборе системы управления СУ АЗС (аналога СупермагУКМ), нужно уточнять у разработчика, какую именно модель учета он заложил в свою систему. Большинство западных решений не поддерживают объемно-массовый учет или поддерживают его, соответственно, в версии «ТНК-BP» или «Газпромнефть».

Почему всегда будут расхождения между ожидаемым остатком и фактическим?

В не зависимости от применяемой модели учета, на АЗС почти всегда будут расхождения между ожидаемым остатком и фактическим (примерно как учет колбасы в магазине). В основном это связано с температурой. Несмотря на высокий уровень автоматизации любой АЗС, именно температуру или плотность отпускаемого топлива в конкретный бак автомобиля никто не учитывает.

Это связано с устоявшейся технологической схемой АЗС, здесь есть определенный список производителей ТРК и иного технологического оборудования/программного обеспечения, но никто из них массу, плотность или даже температуру отпускаемого в бак топлива не учитывает.

Чудес не бывает – какой бы подвид «СупермагаУКМ» мы на АЗС не поставили бы, наша информационная система не может ни учесть, ни предсказать те физические параметры, которые не учитываются приборами учета вообще.

Между тем, предположение о том, что температура или плотность отпускаемого нефтепродукта соответствует тем значениям, которые мы постоянно меряем внутри резервуара, не соответствует действительности. Да, действительно, температура (а, следовательно, и плотность) топлива в резервуару под землей не меняется. Однако в бак автомобиля изначально попадает то топливо (по ФИФО), которым наполнен трубопровод (от резервуара до ТРК) и сама колонка (насколько это уместно).

В сравнении с дозой (количество топлива, которое заливается в бак автомобиля) это значительно (в трубопроводе накапливается 10 литров, а если он длинный, может быть и больше) и Вы заливаете в бак 20 литров то это значит, что в бак попадет 10 литров из трубопровода а 10 из резервуара.

Параметры топлива внутри резервуара мы знаем, а вот каковы они в резервуаре мы может только догадываться. Допустим, температура топлива в резервуаре +10`C, а температура окружающего воздуха +30 (-20)`C. В обоих случаях температура трубопровода будет не +10`C, она будет либо +13`C, либо -2`C.

Температура нашего же там нефтепродукта будет некой третьей, поскольку нефтепродукт, поступивший в трубопровод имел температуру +10, а какова его температура сейчас зависит … от того, сколько минут или часов назад заправлялся на этой же колонке этим же видом топлива предыдущий клиент. Даже на АЗС BP в Москве это могут быть десятки минут, а на менее проходимых АЗС это могут быть часы. Как мы знаем, при изменении температуры на 1`C объем изменяется на 1%. У нас 10 литров и разница в температуре в 3-12`C. Это значит, что летом у нас из 10 литров, ушедших из резервуара, в бак попало 10,3л, а вот зимой может и 8,8л.

Второй довод за то, что на АЗС постоянно должны быть излишки, заключается в том, что персонал АЗС всегда (и тут он прав) отказывается работать (пишет заявление, но не на увольнение, а не корректировку отсчетных устройств ТРК) в том случае, если ТРК настроены на перелив в пользу клиента (или не настроены на недолив). Там маленькие количества (30 мл на 10 литров), но все же.

Ну а если существует погрешность измерения (градировочной таблицы резервуара) или воруют (а воруют в этой сфере все и много), то только считай и считай…..
Часовой пояс GMT +3, время: 17:18.

Форум на базе vBulletin®
Copyright © Jelsoft Enterprises Ltd.
В случае заимствования информации гипертекстовая индексируемая ссылка на Форум обязательна.