Когда предприятие ведет несколько видов деятельности, то требуется разделение документооборота. Однако это не всегда возможно. В частности, в оптово-розничной торговле существуют различные виды затрат, которые не получается отнести к какому-то одному виду деятельности. Такие затраты распределяют между видами деятельности пропорционально полученной выручки.
Рассмотрим схему учета, реализованную в программе ФинСофт:КупецЪ на примере отражения пропорционально распределяемых затрат в книге учета доходов и расходов (КУДиР) предпринимателя, использующего упрощенную систему налогообложения доходы минус расходы.
В настройках учета затрат для фирмы можно задать один из трех вариантов: по оплате, по начислению, по начисленным и оплаченным. В зависимости от используемого варианта нужно в справочнике символов расхода денег или в справочнике видов затрат указать, по каким позициям надо делать пропорциональное деление.
Для обоснования принятия к учету затрат в опте формируется специальная отчетная форма "Реестр прочих расходов", содержащая перечень документов, подтверждающих затраты за отчетный квартал и расчет пропорции. Тонкость заключается в том, что надо выполнять пересчет нарастающим итогом с начала года. Поэтому в кварталах, начиная со второго, выполняется распределение суммы затрат пропорционально выручке по опту и рознице с начала отчетного года. Затем вычисляется распределение затрат пропорционально выручке за отчетный квартал. Из полученной годовой суммы затрат вычитаем сумму затрат за отчетный квартал и сумму затрат, принятых к учету в предыдущие кварталы. Получаем сумму пересчета затрат с начала года до текущего квартала.
В книгу учета доходов и расходов переносим результаты пересчета принятых к учету затрат с начала года плюс затраты текущего квартала, отражая их одной строкой.