Форум OlegON > Программы и оборудование для автоматизации торговли > Другие вопросы > Закупщик > Реальные задачи по закупкам

Планирование товарных запасов в сезонном бизнесе : Реальные задачи по закупкам

29.03.2024 14:48


19.04.2012 18:26
margo_candy
 
Добрый день, форумчане!
Обращаюсь так сказать, по острой необходимости - начала работу на предприятии, осуществляющим торговлю садово-огородными товарами в рознице.
Планирование на предприятии отсутствует как таковое, учет идет в рамках 1С в самом простом варианте.
Систематики заказов нет.
Столкнулась с мнением, что прогнозировать в этом бизнесе невозможно. Заявки на закупку сейчас делают с ноябре-декабре, сезон - март-май, остальное время- пассивные продажи. Тарят все магазины фактически на год вперед, потом перебрасывают с одного магазина на другой если есть где-то излишки.
Хочу ввести планирование, т.к. считаю, что даже сезонные магазины обязаны это делать для адекватной работы - тем более, что сеть растет.
Скачала замечательный Инвентор - пытаюсь завязать работу на него.
Но, честно говоря, не сильно получается - не могу доказать важность АВС-ХУZ анализа - упрямо стоят на своем - не прогнозируемо.
Помогите, плз, аргументировать - у меня опыта не хватат.....
20.04.2012 09:04
sf13
 
Цитата:
margo_candy Хочу ввести планирование, т.к. считаю, что даже сезонные магазины обязаны это делать для адекватной работы - тем более, что сеть растет.
Но, честно говоря, не сильно получается ... упрямо стоят на своем - не прогнозируемо.
Помогите, плз, аргументировать - у меня опыта не хватат.....
Дайте динамику прихода-расхода и остатка по нескольким разноплановым позициям по одной точке продаж за несколько лет (чем больше период, тем лучше) ПО ВСЕМ ОПЕРАЦИЯМ (поступление, перемещение, продажа, списание и т.п.) в учётных единицах (кол-во) в формате:
Дата - Операция (или документ) - НачОст - Приход - Расход - КонОст
(Или, на худой конец, хотя бы продажи по неделям или месяцам. Но без данных остатков по датам или по операциям не оценить недостаток запаса и, следовательно, не оценить реальный спрос.)

Попробуем оценить прогнозируемость и, возможно, поймём, как прогнозировать.
Прогнозируемость - это не точное значение, как подчас хотят его понимать. (См. файл, оба листа.)
100+/-50 это тоже прогноз, и он отличается, к примеру, от 130+/-90.
А дальше оценка, стоит ли запасать 130+90 или, к примеру, 130+20. И зависит это от соотношения нормы прибыли по проданному и нормы затрат хранения непроданного и/или потерь от реализации непроданного с уценкой или его списания.[attachment=0:db9wdcuz]Достоверность прогноза.xls[/attachment:db9wdcuz]
Вложения
Тип файла: xls Достоверность прогноза.xls (147.0 Кб, 320 просмотров)
20.04.2012 16:44
margo_candy
 
Спасибо, что открикнулись - вот пример реализации в шт и грн. По остаткам - сделаю, приаттачу сегодня.
Кстати, хочу отметить, что когда я делала ABC-XYZ по реализации помесячно у меня все товары были в группе ZZ (редкие в Z). Я меняла и диапазоны оценки (для Х и т.д. % увеличивала как тут на форуме рекомендуют) - все равно ZZ вылазит.
Вложения
Тип файла: xls оборот позиции 09-12 гг пример.xls (41.5 Кб, 285 просмотров)
20.04.2012 16:46
margo_candy
 
А дальше оценка, стоит ли запасать 130+90 или, к примеру, 130+20. И зависит это от соотношения нормы прибыли по проданному и нормы затрат хранения непроданного и/или потерь от реализации непроданного с уценкой или его списания.


Именно к этому и стремлюсь..... Очень хочется достигнуть
23.04.2012 16:41
sf13
 
На мой взгляд, Ваши позиции вполне поддаются прогнозированию.
(Конечно, если только прогнозом у Вас не считается попадание с точностью 1-2%.)
Файл приложен. Метод весьма приближённый. Оценивать следует только практически: устраивает / не устраивает.
Опять же, без данных остатков и оценки упущенного сбыта прогноз хорошим быть вряд ли может.

Ваш файл был в Excel 95. Приложенный - в Excel 2002. В 95-ом работать, скорее всего, не будет.[attachment=0:36z1zkxp]ПРОГНОЗ_021.xls[/attachment:36z1zkxp]
Вложения
Тип файла: xls ПРОГНОЗ_021.xls (94.0 Кб, 348 просмотров)
24.04.2012 09:53
margo_candy
 
Спасибо! посмотрю!
Немножко приболела, поэтому обещанный файл с остатками смогла только сегодня приаттачить - вот он.
Вложения
Тип файла: xlsx запасы пример 2009-12.xlsx (16.6 Кб, 225 просмотров)
24.04.2012 12:11
sf13
 
В ИТОГЕ в Вашем случае (имхо):

1. Файл приложен, но что за пример данных мы рассматриваем - вопрос.
Если по одной точке сбыта - это одно, запас именно под эти продажи. Если это продажи и запас по всей компании, запас "имеет право" значительно превышать продажи, т.к. должен быть распределён по ряду складов с более редким и непостоянным спросом, чем в целом.

2. При прогнозировании нужно анализировать продажи и запас
а) отдельно по каждому из складов (сбытовым и центральному-распределительному);
б) и при этом ПО ДАТАМ;
оценивать упущенный сбыт и учитывать его в прогнозе.
Разумеется, полезно учесть в прогнозе дополнительно и просто экспертные оценки, но желательно иметь их несколько, учесть вес авторитета экспертов и обработать статистически.

3. Тогда, вероятно, удастся избежать перегибов с запасом после недостатка или, наоборот, избытка

4. При прогнозировании (уже учтя упущенный сбыт) нужно для каждой пары товар-склад сначала определять, есть ли по годам устойчивый тренд или же тенденция ближе к колебаниям, и в зависимости от этого использовать либо метод прогноза по тренду и отклонениям от него, либо по усреднению с весами с ростом весовых коэффициентов к последнему году.

5. Отработав алгоритм визуально, можно ставить его на авторасчёт, выдающий по всем позициям по всем складам нормативы запаса и заказа (пополнения) и/или план-график заказов, приходов, перемещений.[attachment=0:sidyac7i]ПРОГНОЗ_021 + статистика запаса.xls[/attachment:sidyac7i]
Вложения
Тип файла: xls ПРОГНОЗ_021 + статистика запаса.xls (124.0 Кб, 321 просмотров)
26.04.2012 09:21
margo_candy
 
Да, Вы правы - действительно взяты запасы по сети. На сейчас работа организована так, что центрального склада нет и магазины в постоянном режиме "делятся" друг с другом"....
Стесняюсь спросить - а как Вы такие красивые графики построили?
Просто космос какой-то :oops:
26.04.2012 11:37
sf13
 
Цитата:
margo_candy Да, Вы правы - действительно взяты запасы по сети. На сейчас работа организована так, что центрального склада нет и магазины в постоянном режиме "делятся" друг с другом"....
Тогда, казалось бы, излишний запас в ряде случаев может быть и не лишним.
Нужно смотреть динамику спроса и запаса по каждому магазину. Затем по каждому магазину рассчитывать нормативы запаса с учётом возможности (периодичности и сроков) перемещенний с других складов и общий требуемый запас по сети с учётом условий поставок (периодичности и сроков) от поставщиков.
И, раз нет центрального склада, распределять весь требуемый объём пропорционально нормативам запаса, рассчитанным по каждому магазину.
Или, если поставщики не дальние, рассчитывать нормативы запаса по каждому магазину с учётом условий поставок (периодичности и сроков) от поставщиков. Отклонения потребности от прогнозной потом компенсировать перемещениями.
Цитата:
margo_candy Стесняюсь спросить - а как Вы такие красивые графики построили?
Просто космос какой-то :oops:
Если имеется ввиду расчёт и визуализация прогноза, это одно. Если просто визуализация данных, это другое. Если перебор позиций, это третье. Если организация данных для диаграмм и форматирование диаграмм, это ещё одно. А всё вместе если и не космос, то всё равно уже не "в двух словах".
Если есть вопрос конкретный, задайте его в теме "Excel: вопрос - ответ". Либо я, либо кто-то другой ответит.

А всё вместе... Действительно, визуальный анализ, по-хорошему, должен предшествовать применению любых алгоритмов расчёта. Он помогает понять и оценить ситуацию, а также помогает представить наглядные аргументы как себе, так и руководству.
Можно было бы за пару дней плотных занятий обучить этому всех Ваших менеджеров, маркетологов и аналитиков, но для этого нужно ехать к Вам (а это не близко).
Можно научить этому дистанционно, пошаговыми практическими примерами/упражнениями в Excel, проверкой на ошибки (если упражнение выполнить не удаётся), и ответами на вопросы. Но это время, много времени.
Можно по Вашему тех. заданию разработать для Вашей компании программный модуль, который позволит всегда строить диаграммы для визуального анализа по Вашим данным любого объёма и формата, причём, даже не только по перебору позиций, а и по клику в таблице данных на требуемую позицию. Опять и работа, и время. Хотя этот вариант вполне реален.
27.04.2012 11:19
margo_candy
 
Спасибо за разъяснение - сейчас попробую разобраться в написанном для новичка сразу всех ньюансов не уловишь
Часовой пояс GMT +3, время: 14:48.

Форум на базе vBulletin®
Copyright © Jelsoft Enterprises Ltd.
В случае заимствования информации гипертекстовая индексируемая ссылка на Форум обязательна.