Кражи в магазинах -- настоящий бич британской розничной торговли. Согласно Центру исследований в ритейле, Великобритания находится на вершине отраслевого рейтинга по доле потерь от краж. По данным этой организации, каждый год торговые сети и индивидуальные предприниматели теряют товара на 1,5 миллиарда фунтов. Разумеется, оплачивают эти преступные действия покупатели. Каждая британская семья из-за воровства переплачивает за товары около 150 фунтов в год.
Для обозначения этого вида преступлений в русский язык успело попасть английское слово "шоплифтинг", а людей, практикующих это преступное занятие, называют "шоплифтерами". Типичный шоплифтер -- это любитель. Для такого человека мелкое воровство -- своего рода экстремальное развлечение. Впрочем, оно не ново: в одном из романов П. Г. Вудхауса о молодом аристократе Берти Вустере описывался клуб, для вступления в который надо было что-нибудь украсть.
Новое исследование, недавно проведенное психологами из Лейстерского университета, позволило выявить характеристики поведения, которые с большой вероятностью выдают человека, ворующего в магазинах товар. Д-р Винсент Иган анонимно проанкетировал 114 обычных людей в возрасте от 16 до 80 лет -- анкета содержала разнообразные вопросы об их отношении к мелким кражам в магазинах и их личном опыте преступного промысла. 68 опрошенных никогда не воровали, 30 делали последний раз больше года назад, 16 признались в шоплифтинге в течение последнего года.
Согласно Игану, средний британский шоплифтер -- это мужчина, неприятный в общении, ведущий себя асоциально. Это неорганизованный и недисциплинированный человек. К шоплифтингу более склонны молодые экстраверты. Все те, кто признался в мелких кражах за последнее время, были существенно моложе остальных, и все они были мужчинами. (Как мы видим, сам Берти Вустер находился бы в самом центре группы риска). Люди с не слишком высоким интеллектом и с низкой эмоциональной стабильностью в большей степени склонны считать мелкие кражи допустимым действием.
Как именно орудуют шоплифтеры? Некоторые их методы описаны в англоязычной "Википедии". Приведем выдержку оттуда.
Закопанные сокровища
Техника обычно используется в крупных магазинах стройматериалов. На дно тележки кладется дорогой инструмент (часто это алмазные лезвия для циркулярной пилы), на котором нет акустомагнитных или RFID-меток. Затем сверху укладываются мешки с каким-нибудь тяжелым содержимым -- например, цементом. Кассир, скорее всего, не станет выкладывать и сканировать все мешки -- он считает одну метку и умножит цену на количество упаковок. Часто злоумышленник возвращает оплаченные товары в магазин и получает за них деньги назад.
Медный палец
Шоплифтер может обмотать кусочек медной фольги вокруг одного из пальцев. Если он будет прижимать этот палец к RFID-метке при проходе через контролирующее устройство, ее сигнал исказится, и тревога не будет инициирована. В США наличие фольги на пальце будет основанием для обвинения в том, что человек был "экипирован для кражи".
Отклеивание меток
Один из самых очевидных способов. Злоумышленник берет с полки товар и внимательно его разглядывает. Делая вид, что он выбирает и сравнивает, шоплифтер ходит от полки к полке с товаром в руках. Когда вокруг нет персонала, он находит не покрываемое камерами видеонаблюдения место и снимает метку. Она возвращается на место, а желаемый предмет кладется в карман. Разумеется, при выходе из магазина тревога не срабатывает.
Размагничивание в магазине
Товар с акустомагнитной меткой (обычно это CD или DVD) может быть размагничен в магазине злоумышленником, и метка не "зазвенит" при проходе через акустомагнитные ворота. Чтобы размагнитить метку, шоплифтер прикладывает к ней очень маленький, но мощный постоянный неодимовый магнит. Для размагничивания следует подержать его около минуты. Этот способ работает с дешевыми CD- и DVD-дисками -- дорогие диски формата Blu ray могут иметь скрытые охранные метки.
Отвлечение внимания
Группа из двух или более злоумышленников входят в магазин и пытаются отвлечь внимание как можно большего числа сотрудников -- продавцов и охранников. Лже-покупатели ведут себя настойчиво и полностью занимают персонал все необходимое для кражи время. В это время сообщник у товарной выкладки будет дожидаться безопасного времени для кражи.
Трюк с ложной тревогой
Вор помещает охранную метку на сумку законопослушного покупателя и ждет его выхода из магазина. После срабатывания тревожного сигнала, когда внимание охраны сфокусировано на мнимом воре, шоплифтер может спокойно выйти из магазина.
Отвлекающая покупка
В глазах многих продавцов покупатель, оплативший товар, априори является честным. Особенно если покупатель сообщает продавцу о своем намерении купить потом больше, успешно играя роль лояльного потребителя. Даже в случае поимки оправдание "я просто забыл это оплатить" с большой вероятностью позволит избежать конфликтной ситуации.
Одна вторая
Злоумышленник заходит в магазин, берет с полки две небольшие легкие вещи вроде нижнего белья, затем открывает сумку, как будто собираясь достать из нее деньги для оплаты. При этом он незаметно роняет в нее один экземпляр товара; затем, после паузы, кладет вторую вещь обратно на полку, изображая изменение решения о покупке.
"У нас в Штатах!.."
Универсальный способ избежать неприятностей -- изобразить из себя приезжего, не знакомого с местными правилами. Например, можно набрать конфет в фойе кинотеатра и пройти с ними в зал, не заплатив. Если шоплифтера ловят (и дело обстоит в Британии), то он может сымитировать американский акцент и воскликнуть: "Прошу прощения, я не понял! Какая неловкая ситуация -- у нас в Штатах конфеты входят в стоимость билета!"
Персонал практически никогда не будет применять никаких санкций к нарушителю.
Украшение в кармане
Один из вариантов техники "Одна вторая" состоит в том, чтобы спрятать маленький предмет или украшение в кармане покупаемой одежды. Шоплифтер в этом случае или все же платит за что-то одно, или перекладывает похищаемую вещь к себе в сумку или карман, зайдя в примерочную кабинку, где нет камер видеонаблюдения.
Исчезнувшее блюдо из-под суши
Во многих западных суши-барах расчет производится по количеству использованных тарелок на столе. Официант выписывает счет, пересчитывая пустые блюда, и если одну тарелку спрятать в сумку или сесть на нее, то за нее, возможно, получится не заплатить.
Газета
Шоплифтер заходит с газетой в маленькую булочную, вкладывает в газету сэндвич и беспрепятственно выходит. В большинстве небольших булочных нет систем видеонаблюдения, и продавцы там не ожидают воровства. Однако, посетитель с газетой, зашедший в магазин компакт-дисков, тут же вызовет подозрения -- опытные шоплифтеры не используют этот трюк в подобных местах.
Мнимый отказ от шоплифтинга
Рискованная и провокационная техника. Злоумышленник кладет в карман несколько единиц товара (например, плиток шоколада), делая это намеренно в поле зрения камеры видеонаблюдения. Вор знает, что оператор теперь пристально следит за его действиями. Некоторое время он ходит по магазину, затем возвращается к полке и возвращает товар из кармана на место. Но одну плитку шоколада он все же оставляет в кармане.
Имитация вора -- карманника
В магазин заходят два сообщника. Первый берет с полки, к примеру, две плитки шоколада. Держа шоколад в руке, он делает вид, что вытаскивает что-то из кармана сообщника, но на самом деле бросает туда одну шоколадку. При попытке уйти сообщник говорит, что не знает, что случилось, претензий никаких не имеет, или что мнимый "карманник" -- его друг.
В другом случае шоплифтер кладет шоколадку в карман сообщника, вытаскивая при этом его бумажник. Со стороны это похоже на метод "фантомного бумажника", который должен создавать ощущение наполненности кармана -- этот способ в самом деле часто применяется карманниками, и о нем осведомлены многие операторы видеонаблюдения. Однако, именно это их знание как раз используется шоплифтером. А у сообщника, как обычно, претензий к вору нет.
Те магазинные воры, которые работают в одиночку, могут практиковать схожий метод -- подкладывать товар в карман незнакомого покупателя. Затем они подходят к нему снаружи магазина и незаметно извлекают краденую вещь.
Кража серийных номеров и ключей программного обеспечения
Многие люди загружают из Интернета игры или программные пакеты, но не могут работать с ними в полной мере из-за отсутствия лицензионных ключей. В большинстве случаев серийный номер вложен вовнутрь упаковки с компакт-диском. Злоумышленник может распечатать упаковку CD- или DVD-диска в магазине и переписать или сфотографировать ключ. В случае поимки такого шоплифтера можно обвинить в порче упаковки товара.
Стоит заметить, что одной из разновидностей шоплифтинга является кража с целью возврата как бы купленного товара в магазин и получения денег "назад". Согласно законодательству многих стран, включая США и Великобританию, при обнаружении покупателем брака должны возвращаться деньги за товар, даже если клиент не сохранил кассовый чек. Злоумышленник похищает из магазина товар любым из способов; затем повреждает товар -- делает в ткани дырку, разрывает одно из звеньев на цепочке, разрезает подошву на ботинке и т.д. Изделие возвращается в магазин, и вор получает за него деньги.
Любительское воровство в магазинах -- действительно серьезная проблема общества. Можно говорить о появлении субкультуры шоплифтеров, отдельной от профессионального воровского, "блатного" мира. В кириллическом сегменте "Живого журнала" даже есть специализированное сообщество, в котором пользователи хвастаются друг перед другом своими успехами в мелких кражах и делятся опытом.
Вот характерная цитата оттуда: "Зашла в отдел с обувью -- а там просто рай. На половине обуви нет пластмассовых кругляшков. Взяла я сандалики и ботиночки, оторвала на всякий пожарный все наклейки на них, в сумку обувку сложила -- и на выход. А на выходе зазвенела. Правда, охранников там не было и сигналка тихая, так что я спокойно ушла". Или вот: "Кто-нибудь пробовал выносить вещи из магаза с помощью фольги? Хочу обклеить коробку из-под обуви фольгой в несколько слоёв и посетить "Бершку"". Если вы работает в службе безопасности розничного магазина, то найдите в себе силы преодолеть брезгливость и почитайте это сообщество в рамках повышения своего профессионализма.
Как бороться с шоплифтингом? Сформулируйте служебные инструкции для каждого вызывающего подозрения случая. Устраивайте учения с "подсадными утками". На "разборе полетов" тренируйте персонал. Оформление субкультуры на соответствующих форумах и тематических сайтах дало вам возможность заняться разведкой. Много полезной информации там найдет для себя и сотрудник маркетингового отдела компании, производящей средства технической защиты. Вряд ли, конечно, вам будет приятно это читать -- но что поделать, ремесло разведчика немыслимо без морального дискомфорта.