Пальмовое масло — дешевый и сравнительно безопасный источник жира, который получают из плодов масличной пальмы. Оно наполовину состоит из насыщенных, а наполовину — из ненасыщенных жирных кислот. Для производителей это очень удобно: если разделить такое масло на две фракции, то одна из них будет жидкой, а другая — твердой. Последняя служит прекрасной заменой искусственно затвердевшим жирам, известным нам как трансжиры. Но вред трансжиров для здоровья человека доказан в многочисленных исследованиях, и Всемирная организация здравоохранения призывает полностью отказаться от их использования в пищевой промышленности. Тогда как мнения ученых и обывателей о вреде пальмового масла для человека расходятся.
Вопросы вызывают те самые насыщенные жирные кислоты. Считается, что их избыточное потребление связано с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний. Но речь идет скорее о корреляции, чем о причинно-следственной связи. Выводы ученых основаны на экспериментах с животными и на многолетних наблюдениях за людьми с разными пищевыми пристрастиями. Не исключено, что в болезнях сердца виноваты не сами насыщенные жиры, а в целом избыток жирной пищи и дефицит фруктов и овощей в рационе.
Так или иначе, пальмовое масло не запрещено к употреблению ни в одной стране мира, оно входит в состав детских смесей и признается допустимым ингредиентом повседневного рациона в рекомендациях диетологических ассоциаций.
К тому же, пальмовое масло — не единственный источник насыщенных жирных кислот. Их много в кокосовом и сливочном масле, свином сале, говяжьем и курином жире. А вот в рапсовом, подсолнечном, оливковом, кунжутном и кукурузном маслах, наоборот, мало. В этих маслах преобладают ненасыщенные жирные кислоты, они считаются более полезными для здоровья. Хотя метаанализ исследований за 2017 год не подтвердил, что отказ от насыщенных жиров в пользу ненасыщенных снижает риск инфарктов и инсультов.
Проблема в том, что именно пальмовое масло чаще всего используют в полуфабрикатах готовых продуктах.
Скорее всего, вы без труда сможете прикинуть, сколько свиного сала или сливочного масла съедаете в день. А вот оценить, сколько пальмового масла попадает в организма с пачкой «Доширака» или куском магазинной пиццы, куда сложнее.
Есть еще несколько популярных обвинений, высказываемых в адрес пальмового масла:
«Оно не переваривается в организме, потому что у него высокая температура плавления»
В том-то и дело, что масло в нашем кишечнике не плавится, а расщепляется под воздействием особых ферментов, липаз. Всё, что не расщепилось, благополучно выходит наружу с калом, никаких залежей непереваренного масла в теле не остается.
«Оно вызывает рак»
Данные на этот счет противоречивы: надо учитывать, что рак — это не одно, а несколько десятков различных заболеваний. Но употребление пальмового масла в пределах диетических рекомендаций (не более 10% от суточной калорийности рациона) не считается фактором риска развития злокачественных опухолей, а само пальмовое масло — не входит в список канцерогенов, составленный Международным агентством по изучению рака.
«Оно мешает детям на искусственном вскармливании усваивать кальций»
Такой эффект действительно наблюдался в прошлом. Пальмитиновая кислота в составе пальмового масла, которое является частым компонентом детских смесей, ухудшала всасывание кальция в кишечнике. Но производители сами исправили этот изъян и скорректировали состав смесей — теперь там больше кальция, а формула пальмового масла изменена так, чтобы пальмитиновая кислота не влияла на минеральный обмен у младенца. Еще есть детские смеси без пальмового масла, но это скорее маркетинговая уловка, ориентированная на тревожных родителей.
«Все исследования о безопасности пальмового масла проплачены корпорациями зла»
В январе 2018 года ВОЗ обвинила производителей пальмового масла в агрессивной маркетинговой тактике, похожей на тактику производителей сигарет и алкоголя. Эксперты ВОЗ обнаружили, как минимум, девять исследований, демонстрирующих пользу пальмового масла для здоровья, которые были проведены при поддержке Малазийского совета по пальмовому маслу. Кроме того, производителей заподозрили в поощрении рекламы продуктов глубокой переработки, направленной на детей.
В ответ на это Малазийская ассоциация производителей пальмового масла направила ВОЗ открытое письмо с требованием скорректировать опубликованную информацию. Производители подчеркнули тот факт, что прямой вред пальмового масла для здоровья опровергают не только азиатские, но и европейские исследователи А также напомнили, что оно является здоровой альтернативой трансжирам, чья опасность для здоровья не вызывает сомнений у ученых.
Точка в споре о том, вредно ли пальмовое масло, пока не поставлена, однако причин для паники нет: пальмовое масло употребляется людьми на протяжении тысячелетий, едва ли его наличие в рационе опасно само по себе. Главное — баланс.
«Но производство пальмового масла — удар по нашей планете!»
Это, увы, правда. Ради производства пальмового масла в Юго-Восточной Азии вырубают гектары лесов, в которых раньше жили орангутаны, суматранские тигры и другие животные. Кроме того, при производстве пальмового масла выделяется много парниковых газов, что усугубляет изменение климата на планете.
С другой стороны, производители пальмового масла утверждают, что их плантации в 10 раз продуктивнее плантаций сои и рапса. Масличные пальмы занимают всего 5% сельскохозяйственных угодий в мире, и при этом дают 38% всего объема производимых растительных масел.
Другими словами, если бы мы вместо пальмового начали бы производить соевое или рапсовое масло в тех же объемах, вероятно, экологический вред бы значительно возрос.
Еще производство пальмового масла обеспечивает рабочими местами сотни тысяч людей из бедных азиатских стран. Но это тяжелый и иногда опасный для жизни труд, который иногда приобретает черты рабского.
Как быть?
Всемирный фонд дикой природы агитирует потребителей отказаться от пальмового масла, произведенного неэтичным и неэкологичным образом, сделав выбор в пользу продуктов с этикеткой RSPO.
Такую ставят на свои товары производители «устойчивого» пальмового масла. Они гарантируют, что их продукт производится в справедливых условиях труда, с учетом интересов местных жителей, бережно для экологии.