Поражаюсь, насколько часто люди загораются идеей "начать что-то свое" или "перестать работать на дядю" при полном непонимании что стоит дальше за этой идеей и в чем она заключается. Я далек от звания успешного бизнесмена, но достаточно много проектов похоронил, чтобы представлять очевидные ошибки и признаки проекта, как мертворожденного. Поэтому предлагаю ознакомиться с рядом моих мыслей, чтобы не наступать на одни и те же грабли. Ничего ни в коем случае не навязываю.
Итак, вы загорелись идеей супербизнеса. Хорошо. Прогресс строится на инициативных людях. Но есть такие неприятные вещи, как необходимая самокритика и адекватное восприятие действительности. Просто долбиться в стену может позволить себе только очень упертый болванчеловек, вроде меня. На подобный долбеж уходит много времени и сил, но никаких гарантий результата нет и не будет. За стеной может быть еще одна, вообще пустота или выход на улицу в районе 16го этажа. Нельзя полагаться на то, что вы свернете горы и будете работать по 24 часа в сутки. Во-первых, это совершенно не гарантирует результата, а во-вторых, женитесь/выйдете замуж, ребенок или какие-то проблемы со здоровьем (а они при круглосуточной работе будут, хотите вы этого или нет) и все... Потраченное уйдет в ноль, потому, что будет безрезультатным. Очень обидная вещь. Необходимо правильно оценивать свои возможности.
Далее. Среди нас мало Айвазовских и Ломоносовых. Чтобы стать Малевичем, необходимо везение, которое в бизнес-план вписывать не принято. Существует масса ограничений по возрасту и здоровью. Поэтому глупо записывать себя в спортсмены, если вам под 30 или у вас слабое сердце. Глупо лезть в дизайнеры, если вы не умеете рисовать. Или в системные администраторы, если вас не интересует новое в компьютерных технологиях и от чтения спецификаций по TCP/IP вас яростно клонит в сон. Необходимо правильно оценивать свои способности.
Близкая к этому следующая задача - выбор цели. Самая важная и трудная задача перед тем, как вы приступите к делу всей своей жизни. Да, конечно, целей может быть много. Попробуете, не получится - бросите, найдете другую. Но не забывайте о правиле Парето, гласящее о том, что только 20% действий приводят к 80% результата. Соответственно, лучше делать только эти 20% целенаправленно, а не прыгать за бананами, как тот прапорщик из анекдота. Не беритесь за однозначно нереализуемые цели, исходя из ваших способностей и возможностей (см. выше). В России есть множество отраслей, где невозможно пробиться без связей или денег, если вы не гениальны или вам не повезет. Юристы, чиновники, военные - это как пример. Выбирайте цель в зависимости от своих преимуществ. Преимущества могут быть во-времени (вы уже имеете что-то, а кто-то должен потратить время, чтобы получить это же), обстоятельствах (у вас есть что-то или кто-то, что поможет вам достичь цели, а у других этого нет) и способностях (вы что-то умеете, а другие этого не сумеют никогда). Никогда не выбирайте то, что вам делать не нравится. Это тупик для прогресса и рано или поздно, вы это дело бросите. "Главное не кто ты, а какой ты". Я убил уйму времени, чтобы стать юристом, пока не понял, что это абсолютно не мой вариант. Да, загорелся, думал, что усердным трудом и пробивая стену, я смогу что-то сделать. Романтика профессии адвоката опять же... Но, не обладая склонностью к этому, не обладая связями... Необходимо заниматься тем, что вам нравится. В любой профессии есть неприятные моменты, которые будут многократно усилены, если сама профессия не нравится. Хотите ли вы этого или нет, но слово "надоело" вас будет тормозить постоянно. Поэтому я убил шесть лет на юриспруденцию и не добился ничего. Как только я ушел в ИТ, я во-первых, избавился от слова "надоело" и значительно повысил свой уровень радости от жизни, а во-вторых, добился значительных результатов, как практических, так и карьерных в первый же год! Не забывайте про конкуренцию. Не так давно общались с одним человеком, который строил планы на развитие бизнеса на основании того, что хорошо и складно излагает свою мысль на бумаге, на русском языке. Я противопоставил очень простой довод, в чем преимущество, например, передо мной, простите за нескромность? Или каким-то выпускником ЛитВУЗа? Тех, кто может написать нормальный текст - миллионы. Ответа не последовало. Ошибка недооценки собственных преимуществ налицо. Человек знает арабский. Вот преимущество, от которого можно отталкиваться при выборе цели. Не текстописание! Текст я написать смогу, но не на арабском! И Вася из ЛитВУЗа не напишет. Более того, вступает в силу преимущество времени. Ни я, ни Вася, не сможем писать на арабском и через неделю и через месяц... Я эту вязь и за буквы не считаю, мне это не нравится, я ничего не понимаю в этом и не хочу понимать, а учиться надо долго. Преимущество налицо. Но нет, есть желание сотворить что-то глобальное, сделать мегапроект, чтобы все было круто, доходно. Проблема только в том, что это не является какой-то целью. Цель должна быть определена четко. Что делаем, что получаем. Необходимо определить параметры успешности. Т.е. порог, после которого что-то меняется или проект сворачивается. Для этого <em>необходимо разбираться в своем предполагаемом бизнесе</em>. Например, захотели вы запустить портал по мобильникам. У вас есть конкретные преимущества (например, вы уже 10 лет занимаетесь мобильниками и фанатеете от новых моделей, разбирая их до винтиков, а ваш папа - владелец магазина вроде "Связного"). Проект выглядит красиво, но таких много. Поэтому есть шанс проиграть. Необходимо определить, ждете ли вы от портала какого-то дохода, будет ли он просто для души или лицом компании. В первом случае надо поставить какую-то определенную цель в виде "доход в 50 000 в месяц через год, например". Соответственно, через год, в конкретный день, вы садитесь и смотрите на доход, после чего принимаете решение об успешности проекта, а может о переводе проекта на другие цели, либо его сворачивании. Пример очень упрощенный, вероятно вам придется не одно условие внести в оценку своего проекта и сроки могут быть другие. Но более года не следует обманывать себя. Год и цели под него...
Резюмирую сказанное. Для того, чтобы вы выбрали себе какой-то бизнес нужны ответы на вопросы:
1) ваши возможности
2) ваши способности
3) ваши преимущества
4) нравится ли вам лично заниматься тем, что вы запланировали
если ответы на эти вопросы положительные, то переходим к главному вопросу
5) ваши цели и сроки их достижения
Я ни в коем случае не отговариваю от стартапов. До сих пор есть куча идей, которые могут принести ни с чем не сравнимое удовольствие или заработать миллионы. Но далеко не все из них вам подойдут. А тратить время на бесплодные попытки ни к чему. Есть родные и близкие, которые ждут вашего внимания. И жизнь - быстротечная штука. Столько всего можно попробовать, в стольких местах побывать... Берегите свое время. Удачи вам.