Ассортиментная матрица — это полный перечень всех товарных позиций, представленных для продажи в определенном магазине в конкретный период времени с учетом требований соответствующего формата торговли, местонахождения магазина и ассортиментной политики компании.
Для любой торговой компании грамотно подобранная ассортиментная матрица – один из важнейших факторов успеха и процветания. Оптимально подобранная ассортиментная матрица напрямую воздействует на продажи, что позволяет управлять долей маржинального дохода и чистой прибыли.
При несбалансированной структуре ассортимента происходит снижение уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках.
Ассортиментная матрица является эффективным методом выделения из множества факторов и элементов тех, которые имеют особое значение для достижения поставленных целей и поэтому должны обладать высоким приоритетом. Ассортиментная матрица и основные стадии ее формирования:
- Определение целевого клиента/целевого сегмента
- Определение ценовых диапазонов
- Формирование классификатора ассортимента
- Определение широты и глубины ассортимента по товарным категориям
- Определение количества представленных брендов/поставщиков
- Определение роли товарным категориям/артикулам
- Определение артикулов, которые будут входить в АМ
- Определение концепции и формата торгового подразделения
При анализе ассортимента необходимо также учитывать:
- Время присутствия товара на рынке
- Анализ данной продукции у конкурентов.
- Существующие рыночные тенденции (например, растущая популярность здорового образа жизни).
Чем крупнее магазин или сеть, тем более подробной и развернутой должна быть ассортиментная матрица. Ассортиментная матрица помогает наглядно отслеживать «жизненный цикл» продукта – повышение и спад спроса.
Организованная по принципу разделения продукции по товарным категориям, такая ассортиментная матрица дает точное представление о взаимозаменяемых и конкурирующих товарах.