Один мой друг™ послал почтой другому моему другу™…
Реализация
Необходимо выбрать устройство, способное сообщать свои координаты по расписанию и имеющее автономное питание хотя бы на месяц такой работы.
Смартфон
Самое очевидное решение.
Плюсы: можно запрограммировать почти на любое поведение, например, пользоваться точным позиционированием по спутникам, измерять заодно ускорение, освещенность, температуру, да мало ли что ещё, и сразу же докладывать в твиттер.
Минусы: без внешнего аккумулятора не проживёт и срока доставки международных почтовых отправлений, а с оным много весит и привлекает внимание. А вдруг задержится в пути?
Самодельный “смартфон”
Что, если взять аккумулятор от ноутбука (или автомобильный, в зависимости от прогнозируемых сроков доставки), GSM-модуль, ARM-процессор, GPS-чип, да приставить к носу Ивана Кузьмича… Такое устройство имеет все плюсы смартфона, а из минусов только необычный внешний вид (примут ли на почте?) и вероятную цену разработки и изготовления. Возможно, это будет следующим экспериментом, а пока мы решили ограничиться вариантом попроще.
Плюсы: все плюсы смартфона, большое время жизни от аккумулятора, возможность маскировки, например, под кирпич.
Минусы: необычный внешний вид (примут ли на почте?) и, вероятно, цена+сроки разработки и изготовления.
Надо отметить, что к пересылке вообще неохотно принимаются включенные устройства с вставленными аккумуляторами. Хотя все планшеты и прочие айфоны именно такими устройствами и являются.
Специальные трекеры
То же, что прошлый пункт, но уже кем-то спроектированное и изготовленное.
Плюсы: готовое специальное устройство.
Минусы: цена кусается. Если посылка не дойдёт, бесполезно.
UPD: Есть вариант дешевле: http://dx.com/p/168496.
+Маленькое
+Можно подключить внешний источник, и будет работать вечно
+Присылает СМС сразу со ссылкой на гугл карты
Оптимальный вариант
Как сильно снизить требования к ёмкости аккумулятора? Выходить на связь пореже (находясь в глубоком сне большую часть поездки), и использовать менее точное позиционирование (по сотовой сети, без использования спутников GPS/Глонасс).
Плюсы: геопозиционирование по сотам даже внутри железного вагона или ангара недоступное для GPS, долгий срок работы при маленькой батарее.
Минусы: низкая точность позиционирования в сравнении с GPS, низкая частота измерений.
И такое устройство, не привлекающее лишнего внимания, есть!
На старт!
В столе нашёлся “походный” телефон Philips E102, заслуженный, давно не работавший, но удовлетворявший всем требованиям: сверхъёмкая батарея на 650мА*ч, способность работать с одной сим-картой, а также включаться или выключаться до четырёх раз в сутки по расписанию. Эту ключевую особенность редко можно встретить в описании аппарата.
Выбрали режим: два сеанса связи в день по пятнадцать минут (с запасом на поиск сети). Если просто в режиме ожидания телефон работал дней пять, то максимум можно было ожидать в 48 раз больше, или восемь месяцев. Настоящие цифры будут другими из-за слабого приёма, затрат на включение и поиск сети, возможных морозов, а также саморазряда батареи (по википедии около 3% в месяц). В общем, была неплохая вероятность, что батарейки хватит на время пути.
В рамках подготовки телефона к запуску, он был разобран и реанимирован — в нем были зачищены контакты кнопки включения, которые окислились и не давали ему включаться.
Если бы телефон умел писать в логи LAC и Cell ID подключения, чтобы впоследствии обработать и получить местоположение сот по их идентификаторам, то она была бы дедушкой мы могли бы построить карту перемещений после прибытия (если такое случится). Телефон этого делать не умел, и было принято решение использовать внешний сервис для контроля его местоположения. Да и отслеживание в режиме он-лайн добавляет интереса.
На вокзале была куплена сим-карта, которую добавили в доверенный список МТС-поиска другого номера, с которого и происходило отслеживание. МТС-локатор умеет определять местоположение абонента по расписанию — то что надо для данного проекта! Единственный минус, действует услуга только на территории России, так что заграничную часть пути проследить не получится.
Аналогичные услуги Билайн-Локатор и Мегафон-Локатор есть у других сотовых операторов
Что меня порадовало, что груз, летевший из Украины авиапочтой, попал в Москву, потом поехал поездом в Новосибирск (!) на таможню, потом только вернулся опять в Москву. Беспредел какой-то...
...женщина сказала, что благодарить надо в первую очередь недавние изменения в системе таможни, которая теперь не справляется с потоком посылок, и они стройными рядами едут в отдаленные города, чтобы там полежать на складах в ожидании таможни, пройти таможню, и потом в большинстве случаев вернуться назад в Москву.
так что кругом нанотехнологии у нас.. одни улучшения