Появилась возможность приклеить к выходным пятницу и понедельник, чтобы поехать в места моего детства, село Солодники Астраханской области, по которому я соскучился до крайности (не был 12 лет). Сборы были короткими, трусы с носками и планшет полетели в рюкзак, больше внимания уделялось дороге, трассе М-6, о которой я был наслышан, насмотрен на ютубе, да и, что там говорить, подвеску на своей BMW после прошлой поездки (где-то в 2001 году) мне пришлось сильно полечить, передние амортизаторы сдулись и еще что-то по мелочам. Пока еще свежи воспоминания (и этот @#$%@# сервер архивлоги накладывает) решил записать. Как обычно, скорости, указанные в отзыве даны “на глазок”.
Если раньше ездили через Тамбов только по М-6, то в этот раз я решил ехать по М-4 (Дон) до Воронежа, оттуда через г. Анна и мимо Борисоглебска выехать на М-6. В отличие от предыдущей не совсем успешной оптимизации маршрута, описанной в моем отзыве по путешествию из Кишинева, подтверждаю оптимальность крюка через М-4. Получается где-то на 100 км длиннее, зато чуть ли не полпути будет по нормальной, ровной дороге в две полосы. Учитывая убитость М-6 и количество дагестанских фур разной степени убитости, плетущихся со скоростью раненного пешехода, лучше ехать крюком и в 200 км. В Билайне включил опцию “Роуминг налегке”, входящие бесплатные, а сами звонки по цене локальных и за 5 руб. в сутки. В планшете инет работал, как и в Москве, т.е. при включении инета снимались 19 руб. и на сутки работал безлимит. Работал безобразно, но это, скорее потому, что в самом Волгограде мы особо-то и не были. Но обо всем по порядку.
Дорога Москва - Волгоград
Итак, встаем в полпятого утра и через полчаса - первый оборот колеса. Август, в пять утра прохладно, но уже рассвело. Попискивает на МКАДе Sho-me G-800. Выехали на М-4 и притопили. Машин мало, дорога хорошая. Внедряют платные участки. Сейчас их до Воронежа два, будет минимум три, один пока не рабочий. Цена зависит от времени суток и размера машины, успеваем до 9 утра, поэтому на первом участке отдаем 10 рублей, на втором - 50. На обратном пути уже 30 и 60 соответственно. Ехали, размышляли, на что идут эти деньги. Дорога неплохая, ограничение 110 км/ч и камеры контроля, как же они заколебали... После прострела первой почти сразу начинается следующая. За наши деньги в общем, еще и штрафовать там будут. Обидно. Расположение платных не запомнил, но суть их в том, что они короче, чем бесплатные, по прямой. Удивительное рядом, нет, чтобы сделать объезд платным и заманивать туда хорошей дорогой, например. Объезд есть, как минимум, большого участка. Маленький непонятно где вообще, т.е. на нем только одни ворота с оплатой, получается, что платишь за выезд при путешествии к Москве. До Воронежа, после платных участков и благодаря “шомику”, ехал почти всю дорогу 140-150 км/ч (больше машина не позволяла) и, как следствие, доехали где-то за 5 часов.
В Воронеж сам не заезжали, свернули на улицу Изыскателей, кажется, в общем, перед самим городом трасса уходит налево, а в Воронеж надо ехать через развязку. Мы этого не знали и немного притормаживали в поисках поворота, пока не включили навигатор, который включали только в непонятных местах, ибо батарейка садилась, а зарядки автомобиля ему не хватало еще по кишиневскому путешествию, да и поставить в этой машине некуда было. При объезде Воронежа ругались на чем свет стоит, гигантское количество камер “стрелок”, больше чем в Москве. Нормальная трасса, а все утыкано камерами и лимит в 60. Где нет камер, там ремонт. Несколько раз пришлось потыкаться в пробках, но не сильно, скорее даже не пробки, а затруднения из-за ремонта. Навител настойчиво звал развернуться, но был послан, а потом и разобрались - через флажок “Заехать” мы проехали с выключенным навигатором. По дороге попались очень странные высохшие лесопосадки. Не знаю, с чем связана гибель деревьев, но высохшие березки и елочки стояли ровными рядами.
На дорогу в сторону Анны развязка. Сначала, читая отзывы, озадачивался фразы “ехать в Волгоград через Анну” ставили, скорее, в тупик, но в итоге, поставив флажок заезда в Воронеж, я город Анну увидел. Трасса среди посаженных достаточно близко деревьев, однополосная, но проблем с фурами как-то не заметили, да и машин в наше время было мало. По дороге несколько раз попадались меряющие скорость треноги, имейте ввиду. Ничем особенным этот переезд не запомнился, кроме неожиданного выезда на реверсное движение в самом Анне или сразу после нее, тормозил до визга, когда понял, что народ со встречки уходить не собирается.
Перед Борисоглебском должны были повернуть направо. Но я немного ошибся во времени включения навигатора, а поворот, несмотря на популярность, никакими знаками отмечен не был, там сейчас ремонт тоже идет, да еще и ведет куда-то в лес. В итоге встали в гигантскую пробку в сторону Борисоглебска, куда нам не надо было. Стояли не меньше полутора часов без особого продвижения, пообедали, стали искать пути объезда в навигаторе и обнаружили, что проехали поворот. Развернулись, поехали по М-6.
Трасса М-6 убита и забита транспортом, дорога все время идет в режиме обгона фур и инвалидок. Со слабым двигателем ехать там достаточно трудно. Ремонт идет, но добавляет еще одну неприятность в виде наложенного поверх существующего покрытия слоя асфальта без каких-то сглаживаний. Получается, что надо на ходу заехать на небольшой бордюр. Удар страшный, поэтому рекомендую при проезде знаков, уведомляющих о ремонте притормаживать и смотреть во все глаза. Впрочем, во все глаза надо смотреть все время, сюрпризы бывают и на самой дороге - вспухающие стыки и залатанные дырки, “гребенка” и много всякой другой гадости. Самая гадость - в районе Михайловки. В общем, хуже дорога была только в самом Волгограде. Но, в те редкие километры, когда впереди кто-то нормально ехал или никого не было, я гнал достаточно шустро, полностью убитой трассы не было. Увы, не обошлось без общего бича путешественников - ремонт моста отнял в один из переездов около часа. Перед Иловлей остановились на бахче, на ней никого нет, постояли, собрались уже ехать, как заметили сторожа. Подошли. Он растрогался, что мы его решили спросить, поскольку все остальные просто воровали арбузы и сторожа посылали. Даже от денег отказывался. Арбузы были офигенные, при том, что я вообще их не очень люблю, вот с этими арбузами, сахарными и сочными, правило не сработало. Очень вкусные и сладкие.
В Волгоград мы приехали уже где-то в 20. Засветло, но уже на закате. Дороги чудовищные. Ыть-ыть-ать-ать на ямах и слалом, как на разогреве Формулы-1. Пробки просто чудовищные, как в Москве в пятницу вечером. Мост через канал сужен для ремонта, хотя ремонтом там и не пахнет, никого нет. В общем, на проезд через Волгоград потратили около двух часов. Названия радуют, 40 лет ВЛКСМ, Красноармейская, 64й армии, Рокоссовского, сразу видно, что город-герой, жаль, что его руководство города не любит. Под конец Навител сильно порадовал знанием колдобинных дорожек, которые он почему-то не считает грунтовыми. Чтобы попасть на ул. Вилянская, мы свернули на ул. Мачтозаводскую, потом проехали по ул. Композитора Танеева и в ее конце свернули направо, как сказал Навител. На Яндексе этой дороги вообще нет. И не удивительно, поскольку ее как разбомбили в Великую Отечественную, так и не ремонтировали. Крадучись в темноте ехали, ямы, в конце лужа, в которую не сунулись сразу и правильно, глубина на нашей полосе где-то в 30-40 см, обрывом. Сестра выходила, прутиком глубину мерила. Правильный вариант, неведомый товарищам из Навитела - поворот на ул. Караванная, далее по ул. 2-я Караванная и упор в ул. Вилянская, направо. Пишу, чтобы не забыть :) Впечатлений от ночных скитаний среди этих ухабов много до сих пор. Ночью после крупнозернистого покрытия дороги казалось, что кровать жужжит.
Солодники
Утром собрались в деревню. Расстояние приблизительно в 60 км пролетели по прямой и ровной дороге быстро. Райгород, Ушаковка и вот они, Солодники, на горизонте. Аж в душе́ что-то поднялось, как увидел - соскучился по этим местам.
Сначала направо - на кладбище, оно через дорогу от села. Прабабушка моя тут и ее предки... Вокруг - полупустыня, выжженная земля. Пройдешь по полыни - колючки в носках. Каждое движение вызывает воспоминания. На кладбище кресты позапрошлого века. Дерево сухое, выжженное постоянным палящим солнцем, вырезанные ножом надписи читаются с трудом. Очень много моих сверстников на кладбище, особенно много родившихся в 60-70е годы, остались тут в 90-00е. Кого убили, кто на моторной лодке перевернулся...
После кладбища поехали в саму деревню. Зашли в школу, где учился мой дед, передали кое-какие записи. Школу ремонтируют на деньги спонсора - бывшего ученика, который теперь в Газпроме где-то. Поменяли стеклопакеты, пол... Чуть дальше - библиотека, закрыта. Раньше я брал там книжки и, сидя на заборе, читал их :)
Немного проехали по селу - дом прабабушки. Дом построил еще барин, опять же, в позапрошлом веке. Крышу перекрывали, да и пристройки по мелочи двигали, но дух времени и истории, настоящей, а не той чуши, что в учебниках пишут - в каждом углу. Двор зарос, палисадник разломали, тыква разбрелась из огорода во двор. Запустенье...
У соседей посохла ветла (вроде как это ива на здешнем), раньше по селу шли арыки - водораздаточные канавы, теперь только по трубам водопровод, не для полива, а все, что питалось из арыков, высохло под знойным солнцем.
Подъехали к Волге, красота... Вода чистая. Накупались, сходили с сестрой в путешествие по песку, на те места, где мы с дедом жили... По дороге подумалось, что понятие Родины так обесценилось у нынешней молодежи, потому, что к бетонным коробкам привязаться невозможно, а такие вот кусочки планеты, за которые можно воевать, уже мало у кого остались. Село и природа давно не в почете... Сидишь под деревом в тенечке, трескаешь арбуз, ветерок листвой шелестит, на горизонте Волга... И какие там фейсбуки с одноклассниками...
На следующее утро прошли до Волги, как раз напротив ул. Вилянская. Можно искупаться, но в полукилометре стоят большие суда, как я понял, дожидающиеся очереди на проход через канал. В общем - зрелищно. Потом с родственниками, большой командой поехали мимо второй в мире по величине статуи Ленина опять на берег. Коптили рыбу, жарили шашлык, да курицу, купались, все традиционно. Течение достаточно сильное, поэтому нырнуть можно только вкопавшись руками в песок, иначе унесет - можно еще на что-нибудь напороться... День пролетел незаметно...
Дорога Волгоград-Москва
Выехали в 6 утра. Перед стартом заправились на заправке Лукойла, что на ул. 40 Лет ВЛКСМ, родственники подсказали. Поскольку рядом дирекция Лукойла, которая на этой заправке заправляется, то бодяжить на ней боятся. Надо сказать, что бензин был просто обалденный, машина и в горку тянула и вообще заработала, как часики. Видимо, бодяжничество топливом - повальная проблема.
Попрыгали по Волгограду с минимальными затруднениями, все таки в понедельник рано утром никто на работу не торопится. И вот, она, М-6 перед нами. Сначала ехал достаточно быстро, потом опять начались дагестанские фуры. Чистое мучение их обгонять. На мостах в этот раз не стояли вообще, короткие заминки максимум. Но, увы, машин прибавилось, поэтому обгонять стало тяжелее. Да и налетал на стыки раза три серьезно. Одновременно с этим дорога стала более тянущейся и скучной. Впрочем, это обычный психологический эффект путешественников, возвращающихся домой. Плохо, что в этот раз я откровенно стал засыпать ближе к 11 утра, поэтому часа полтора за рулем была сестра. Но достаточно было закрыть глаза минут на 20, как сон сошел на нет и я просто некоторое время смотрел по сторонам.
Неожиданно остались без арбузов, зону их продажи проехали слишком рано, а потом их не было вообще, как отрезало. Мама купила чеснок, маленькую баночку меда, остальное никакого интереса не вызывало. Зачем продавать сгущенку в двухлитровых пластиковых бутылках у дороги, я напрочь не понимаю.
Растягивая часы, подъехали к Воронежу. На дороге через Анну треноги-измерители скорости поменяли свое расположение, но шомка предупредил. Сам Воронеж объезжали с руганью на неумолкающего шомку и тех, кто вешал на надземные переходы камеры-стрелки, а рядом плакаты “Заплатите налоги”, да и как следует постояли в пробках из-за ремонта. Собственно, далее ничего неожиданного и не попадалось. Только из-за толчеи на дороге дорога от Воронежа потребовала куда больше времени, в Москву приехали около 20-00. В целом же за трассу М-4 властям ставлю большой плюс. Было бы здорово, если бы и М-6 также сделали.