Наткнулся на интересную подборку Бориса Ярового (эксперта)
I. «Запад откроет границы для мозгов, а создать венчурный фонд в России сможет любой» Прогноз Степана Данилова, сооснователя проекта Do.Docs
В 2014 году откроются мегаинкубаторы в Финляндии, Канаде, США и Китае — правительства этих стран решат, что им нужны «мозги» и инновации. Они введут очень простые в получении визы, предоставят инфраструктуру, необходимые инвестиции и условия для проживания семей и вид на жительство. Ни доли, ни кредитов — никаких обязательств. Вот тебе инструмент: создавай свой бизнес, рабочие места и плати здесь налоги, когда пойдет прибыль.
Все умные люди уедут реализовывать свои идеи в одну из этих стран и создадут там свои центры прибыли, а в других странах просто оставят операционные юрлица, если они еще будут кому-то нужны.
Испугавшись окончательно утечки мозгов в другие страны (а поводом станет переезд основателей какого-либо «крутого» технологического проекта за границу), государство ограничит выезд технических специалистов. Например, сделав их «невыездными» из-за уровня доступа к каким-то данным, как это было в СССР.
Из-за упрощения законодательства венчурный фонд создать сможет любой — это будет так же легко, как открыть ООО. Это запустит новый механизм получения денег — поиск идей для воровства. Институт фондов полностью себя дискредитирует, потому что раскрывать свои бизнес-планы проекты и сами инвесторы больше не будут.
После дефолта большого и серьезного стартапа, который раскроет структуру расходов, всем станет ясно: многомиллионные инвестиции — это всего лишь покупка трафика, потребителям большинство сервисов не нужно. Тем не менее, на рынке обострится ситуация с рейдерством, причем практика отъема бизнеса 2003–2007 годов перенесется на домены или патенты с технологией: у владельца перспективного сервиса будут «отжимать» его долю.
---
II. «На рынке появятся компании-зомби, а независимые проекты и фонды закроются» Прогноз Олега Сейдака, партнера фонда Flint Capital
В 2014 году на российский рынок венчурных инвестиций выйдет фонд посевной стадии объемом более 100 млрд рублей с годовым инвестиционным бюджетом в размере 30–40 млрд рублей. Деньги распределятся среди 200–300 новых проектов за год. Это вызовет ажиотажный спрос на специалистов в инновационных областях со стороны проинвестированных компаний и галопирующий рост расходов на ФОТ, маркетинг и сопутствующие сервисы в секторе в целом.
Это приведет к сворачиванию бизнеса независимых игроков российского высокотехнологичного рынка за счет оттока кадров, роста издержек и снижения общей маржинальности. Кроме того, не выдержав конкуренции, с рынка уйдут все активные бизнес-ангелы и частные венчурные фонды. Основным методом заработка на рынке станет продажа услуг по составлению бизнес-планов и подготовке к собеседованию для прохождения отбора в данный государственный фонд.
В связи с венчурным характером новых проектов, а также беспрецедентными темпами, которые будет вынужден показать такой фонд при отборе, с учетом не до конца отработанных методик оценки существенная часть портфеля его проектов будет де-юре или де-факто закрыта в течение двух-трех лет после получения инвестиций.
Это породит рынок переоцененных безработных специалистов и компаний-зомби, не имеющих значимых объемов операционной деятельности, но участвующих во множестве рейтингов и продолжающих получать гранты и инвестиции от неквалифицированных инвесторов.
Отчаявшись поставить под контроль финансовые потоки в интернете, правительство России примет постановление о полном запрете денежных платежей за товары и услуги, оказанные через интернет. МВД совместно с ФНС проведут масштабную кампанию по поиску и поимке частных получателей денежных средств за услуги, оказанные в интернете (в том числе услуги рекламных площадок) и привлечению их к уголовной ответственности за неуплату налогов.
Капитализация «Яндекса», Mail.ru и Qiwi рухнет до критического уровня, поставив крест на доверии западных инвесторов к высокотехнологичным компаниям на российском рынке. Интернет перестанет быть сектором экономики и превратится в информационную площадку, работающую на принципах НКО и обслуживающую государственные и корпоративные интересы конкретных заказчиков.
Все частные и коммерческие данные российских граждан и компаний окончательно уйдут в зарубежные сервисы, поставив тем самым информационную безопасность страны под большой вопрос.
---
III. «К сентябрю большинство стартаперов решат оставить проекты до лучших времен и пойдут работать по найму» Прогноз Дениса Кутергина, сооснователя YouDo
К концу 2013 года инвесторы начали понимать, что инвестиции даже в самые перспективные российские стартапы в большинстве случаев заканчиваются убытками. Поэтому в начале 2014 года их активность на отечественном рынке резко сократится. К середине года они и вовсе перестанут вкладывать даже незначительные суммы в российские компании из-за надвигающегося кризиса.
К этому моменту большинство стартаперов потеряют всякую надежду привлечь хоть какие-то деньги. Кроме того, часть из них столкнется с тем, что настанет время выплачивать банкам кредиты на прототип проекта. В итоге деньги были проедены, а сделать хоть что-нибудь, что могло бы приносить прибыль, так и не удалось.
Поэтому уже к сентябрю большинство стартаперов решат оставить свои проекты до лучших времен. И подадутся в наемные работники. На рынке появится огромное количество свободных программистов, дизайнеров, разработчиков, тестировщиков и прочих.
Крупнейшие IT-компании, которым раньше приходилось буквально драться за каждого сотрудника, чтобы закрыть вакансию, перестанут испытывать кадровый голод и смогут наконец позволить себе уменьшить уровень зарплат для новичков, поскольку на каждое место будет по 10–15 весьма подходящих соискателей