21.01.2015
Решили сделать возможность оформлять выдаваемые счета-фактуры отдельными документами. Тестируем.
Такая схема ведения учета уже использовалась в старых проектах, поэтому речь идет о переносе функционала. Будет ли она использоваться, пока трудно сказать, решили перестраховаться и максимально соответствовать рекомендациям, так как неизвестно, с чем придется столкнуться после начала приема в 2015 году новой декларации по НДС, предусматривающей предоставление в электронном виде информации по всем полученным и выданным счетам-фактурам.
Рабочим остается штатный для Купца режим учета, при котором выдаваемые счета-фактуры соответствуют отгрузочным накладным, документам на предоплату и документам продажи услуг. В параметрах программы можно установить переключатель "Оформлять счета-фактуры отдельными документами" и использовать альтернативный вариант.
В чем состоит ограничение штатного режима работы в Купце?
Во-первых, используется раздельная нумерация выдаваемых счетов-фактур для отгрузок товаров, предоплат и услуг. В целом, это вполне разумно и объяснимо. Для счетов-фактур есть требование нумерации в хронологическом порядке, как и для других документов, но разделение номеров всегда было на усмотрение предприятия, в зависимости от используемых бизнес-процессов. Например, в банковской сфере нумерация кассовых ордеров начиналась ежедневно и у каждого исполнителя была отдельная (во всяком случае, так было до 1998 года).
Если говорить о счетах-фактурах, то продажа товаров и услуги относятся
к разным видам деятельности, документооборот надо максимально разделять. А счета-фактуры на авансовые платежи вообще трудно объяснимая с точки зрения здравого смысла штука, так как никакой добавленной стоимости при приходе денег на расчетный счет не возникает. Как показывает практика, большинство предприятий используют раздельную нумерацию для авансовых платежей, поскольку никаких штрафов за это не предусмотрено, а на принятие к учету НДС не влияет.
Во-вторых, не используется выдача корректировочных счетов-фактур.
Сейчас этого делать не обязательно, большинство предприятий обходится, как и ранее, либо передачей покупателю исправленного документа, либо довозят недостающие товары. Трудности могут возникнуть при начале использования для обмена счетами-фактурами системы электронного документооборота. Пока она мало распространена, но ситуация может измениться в любую сторону. В целом, я считаю, что использование корректировочных счетов-фактур сильно запутывает учет. Чтобы применять подобные механизмы, надо начинать с изменений в порядке определения налоговых баз (в частности, платить с остатков по учетным счетам, как это принято во многих других странах) и приводить к этой идеологии все участки учета, а не отдельно взятый. В имеющейся ситуации мы получаем учет НДС отдельно, все остальное отдельно. Что и с чем сверять, чтобы избежать ошибок, непонятно.