Привет.
Вообще, неликвид - это товар, утративший коммерческую привлекательность. Ликвидность - это способность быть проданным за деньги в короткие сроки, неликвидность - наоборот.
Конкретных критериев может быть множество и в каждой компании, в зависимости от специфики ее товара и формата ее деятельности, должны быть свои четкие критерии отнесения товара к неликвидам.
Наиболее логичным и легко применяемым критерием мне представляется норма оборачиваемости текущего остатка. Например, если товара больше, чем на столько то месяцев торговли, то он подозревается в неликвидности. Главное делать поправку на новые товары, которые при таком критерии автоматически попадут в неликвид. При возможности, добавляем к отчету срок наличия данного товара на складе, у нового товара этот показатель очень мал.
Можно выделить следующие ситуации:
- хорошего товара больше, чем изначально планировалось, но при корректировке заказов мы выведем запас на требуемый уровень. По сути это не неликвид, а избыточный запас.
- товара много, а продается он очень плохо. Если товар не относится к категории критичных (актуально для производственных компаний) или высокодоходных (продали раз в полгода, но с наценкой 1 000 %), то необходимо задуматься о его дальнейшей судьбе.
Кстати, иногда в неликвид может попасть товар, который забыли выставить на витрину или зарезервировали под клиента и не сняли резерв после отказа от покупки клиентом.
Важно: если мы не будем покупать потенциальные неликвиды, то и на складе будем их иметь намного меньше. При заказе новых позиций необходимо подумать: для каких целей мы вводим позицию в ассортимент и в каком количестве ее купить "для пробы", что бы не попасть на неликвид.