Форум OlegON > Программы и оборудование для автоматизации торговли > Другие вопросы > Закупщик > Математика и методы анализа товарных ресурсов

Критерии определения неликвидов : Математика и методы анализа товарных ресурсов

22.11.2024 10:18


30.11.2009 08:51
Всем привет.
Давно мучает вопрос: по каким критериям товар относится к категории неликвид?
У кого какие соображения на этот счет?

Спасибо.
30.11.2009 09:38
Привет.
Вообще, неликвид - это товар, утративший коммерческую привлекательность. Ликвидность - это способность быть проданным за деньги в короткие сроки, неликвидность - наоборот.
Конкретных критериев может быть множество и в каждой компании, в зависимости от специфики ее товара и формата ее деятельности, должны быть свои четкие критерии отнесения товара к неликвидам.
Наиболее логичным и легко применяемым критерием мне представляется норма оборачиваемости текущего остатка. Например, если товара больше, чем на столько то месяцев торговли, то он подозревается в неликвидности. Главное делать поправку на новые товары, которые при таком критерии автоматически попадут в неликвид. При возможности, добавляем к отчету срок наличия данного товара на складе, у нового товара этот показатель очень мал.
Можно выделить следующие ситуации:
- хорошего товара больше, чем изначально планировалось, но при корректировке заказов мы выведем запас на требуемый уровень. По сути это не неликвид, а избыточный запас.
- товара много, а продается он очень плохо. Если товар не относится к категории критичных (актуально для производственных компаний) или высокодоходных (продали раз в полгода, но с наценкой 1 000 %), то необходимо задуматься о его дальнейшей судьбе.

Кстати, иногда в неликвид может попасть товар, который забыли выставить на витрину или зарезервировали под клиента и не сняли резерв после отказа от покупки клиентом.

Важно: если мы не будем покупать потенциальные неликвиды, то и на складе будем их иметь намного меньше. При заказе новых позиций необходимо подумать: для каких целей мы вводим позицию в ассортимент и в каком количестве ее купить "для пробы", что бы не попасть на неликвид.
30.11.2009 09:57
Я тоже считаю показатель предельной оборачиваемости остатка самым простым индикатором неликвида.
Цитата:
administrator Важно: если мы не будем покупать потенциальные неликвиды, то и на складе будем их иметь намного меньше. При заказе новых позиций необходимо подумать: для каких целей мы вводим позицию в ассортимент и в каком количестве ее купить "для пробы", что бы не попасть на неликвид.
Вот тут согласен полностью :)
Что скажет общественность, какие критерии еще можно использовать? :roll:
01.12.2009 06:29
Добрый день, Logistyk!
Я в своей работе для определения неликвидов использую несколько инструментов. Прежде всего ABC анализ. С его помощью выявляю позиции, которые не принясят пользы компании, потом по этим позициям смотрю оборачиваемость. У меня неоднородная товарная группа, поэтому для каждой позиции установлен свой норматив оборачиваемости, как правило все товары из группы С имеют оборачиваемость ниже 6. Ну и последний - метод экспертных оценок :) , конечно спорный, но единственный, который позволяет отсортировать новинки, которые только что поступили на склад и очень специфичные товары, которые должны быть в ассортименте и не имеют массового спроса.
Вот впринципе и все, но интересно было бы узнать как коллеги из других компаний борются с неликвидами? Выявить неликвиды - это половина дела.
03.12.2009 07:04
Цитата:
Дмитрий Вот впринципе и все, но интересно было бы узнать как коллеги из других компаний борются с неликвидами?
Планомерно продают, иногда самим себе, или тому "специалисту", который их привез.. :D
03.12.2009 07:14
Цитата:
logistyk Я тоже считаю показатель предельной оборачиваемости остатка самым простым индикатором неликвида.
Цитата:
administrator Важно: если мы не будем покупать потенциальные неликвиды, то и на складе будем их иметь намного меньше. При заказе новых позиций необходимо подумать: для каких целей мы вводим позицию в ассортимент и в каком количестве ее купить "для пробы", что бы не попасть на неликвид.
Вот тут согласен полностью :)
Что скажет общественность, какие критерии еще можно использовать? :roll:
Неликвиды тоже важны, просто нужно учитывать что они расширяют ассортимент компании, и дают возможность присутствовать в определенной товарной нише. Вопрос в количестве данного товара и возможности заказывать его только в необходимых (минимальных, все таки категория "С") количествах. Вам проще, можно взять товар на пробу, можно сориентироваться на предложениях конкурентов, а что делать производителю, у которого есть критерий минимальной производственной партии (рентабельный выход продукции на производстве) и критерий реальных возможностей продажи данного товара -неликвида? :(
03.12.2009 08:11
Цитата:
senator Неликвиды тоже важны, просто нужно учитывать что они расширяют ассортимент компании, и дают возможность присутствовать в определенной товарной нише. Вопрос в количестве данного товара и возможности заказывать его только в необходимых (минимальных, все таки категория "С") количествах. Вам проще, можно взять товар на пробу, можно сориентироваться на предложениях конкурентов, а что делать производителю, у которого есть критерий минимальной производственной партии (рентабельный выход продукции на производстве) и критерий реальных возможностей продажи данного товара -неликвида? :(
Спорный вопрос. Неликвид и группа С - разные вещи. Группа С есть всегда и будет, исходя из физического смысла АВС анализа. Если даже убрать все товары группы С, то остальная номенклатура распределится таким же образом как и ранее. Неликвиды нужно выделять из рабочей номенклатуры в отдельную категорию, тогда они не будут при АВС анализе появляться в группе С. Если же не выделять их, то они окажутся в ней и складывается впечатление что это часть группы С. Смысл неликвида как раз в том, что его больше НЕ надо заказывать. А группа С - это рабочая номенклатура, вклад которой в общий результат незначителен, и ее надо периодически закупать для ассортимента.
В том, что производителю сложнее в вопросе борьбы с неликвидами - согласен. У каждого игрока рынка свои слабые и сильные места.
07.12.2009 11:18
Привет, а где можно взять нормативы для оборачиваемости? Существуют ли они вообще для разного вида товара? :roll:
07.12.2009 12:09
Цитата:
siniikit Привет, а где можно взять нормативы для оборачиваемости? Существуют ли они вообще для разного вида товара? :roll:
Привет, конкретных нормативов не существует, уж слишком много деталей необходимо было бы для этого учесть. Ведь, у вас может быть оптовая компания, продающая "с колес", а может быть розничная (опять же 10 магазинов или 250). Есть смысл отслеживать динамику оборачиваемости, т.к. сам этот показатель не так полезен, как анализ его изменения во времени в совокупности с объемом продаж и уровнем обслуживания.
07.12.2009 12:16
Цитата:
siniikit Привет, а где можно взять нормативы для оборачиваемости? Существуют ли они вообще для разного вида товара? :roll:
Я думаю, что нормативы оборачиваемости компания сама выбирает для себя, для каждой группы товаров отдельно, конечно. Компания сама решает, какому количество средств она может позволить "лежать" без дела.
Часовой пояс GMT +3, время: 10:18.

Форум на базе vBulletin®
Copyright © Jelsoft Enterprises Ltd.
В случае заимствования информации гипертекстовая индексируемая ссылка на Форум обязательна.