13.12.2009 04:46
VVY
 
Приветствую!
Хотелось бы знать кто какими методиками пользуется при планировании в практике: продаж, запаса, и т.д. Считается ли ошибка прогноза, каким образом и какие программы для этого используются.

В настоящее время знаю только:
1. Метод экспертных оценок.
2. Метод среднего, метод среднего со взвешенными коэффициентами.
3. Метод регрессии.
4. Экспоненциальное сглаживание.

Сам пользуюсь MS Office Excel 2007г., да и вообще MS Office 2007г.
14.12.2009 05:06
logistyk
 
VVY, добрый день!
Очень интересную тему вы подняли. Даже не с точки зрения существующих методик, а с точки зрения их реальной ценности для применения в местных компаниях. Лично я убежден в том, что простота - залог успеха, поэтому стараюсь использовать только самые простые и понятные методы: средние, сглаживание, ну и метод экспертных оценок, куда без него. Вместо того, чтобы бороться с более сложными математическими моделями, я трачу время на то, чтобы исходные данные, на основании которых формируется прогноз были адекватны реальности, чтобы в них не было случайных продаж, чтобы была корректировка на случай стокаут и т.д.
Пользуюсь Excel 2007 и 2003. С появлением 2007 версии работать стало гораздо легче, ибо в 256 столбцах особо не разгуляешься.
Качественный прогноз стараюсь получить только для ключевой номенлатуры. Что касается ошибки, то есть интересный момент: стандартный XYZ анализ применять в реальности не всегда представляется возможным, а вот план-фактный анализ дает более ясную картину о том, к какой категории относится товар, насколько точно его можно спрогнозировать. Пример в файле: различие ХУЗ математического и планфактнго значительное.
Как вывод: временные затраты на пронозирование должны быть оправданы результатом.
Вложения
Тип файла: rar Методы сглаживания и средние.rar (14.3 Кб, 667 просмотров)
14.12.2009 05:48
andrey_f
 
Добрый день, господа.
Соглашусь, что прежде всего стоит заботиться о корректной статистике. Если это удастся, то качественный прогноз можно сделать и самыми простыми методами. Изучение потребления в прошлом - это наилучший способ для прогнозирования будущего потребления. Выкладываю файл Шрайбфедера с различными формулами прогноза, возможно будет интересен. Все на английском, но в принципе, описание формул можно прочитать в его книге, которая есть в нашей библиотеке.
Вложения
Тип файла: rar forecast_calculations.rar (12.2 Кб, 719 просмотров)
17.12.2009 16:52
VVY
 
Сасибо за ответы!

to logistyk
Есть несколько вопросов:
1. В скользящем среднем по какому принципу выбираете количество точек для усреднения?
2. Для оптимизации альфа и бетта в Excel используете "Поиск решения" или другой механизм?
3. По каждой позиции вручную считаете прогноз или используете макросы?
4. Метод прогнозирования выбираете по наименьшей среднеквадратической ошибке?

Заинтересовали методы Хольта и Винтерса, если есть доп. материал по данным методологиям, то прошу выложить.

P.S. Как вывод: временные затраты на пронозирование должны быть оправданы результатом.
Согласен полностью.
18.12.2009 03:18
logistyk
 
Цитата:
VVY Есть несколько вопросов:
1. В скользящем среднем по какому принципу выбираете количество точек для усреднения?
2. Для оптимизации альфа и бетта в Excel используете "Поиск решения" или другой механизм?
3. По каждой позиции вручную считаете прогноз или используете макросы?
4. Метод прогнозирования выбираете по наименьшей среднеквадратической ошибке?

Заинтересовали методы Хольта и Винтерса, если есть доп. материал по данным методологиям, то прошу выложить.
1. Общий принцип сформулировать затрудняюсь, беру для анализа период как минимум в 3 раза больше, чем цикл заказ-поставка. А количество точек зависит от шага в периоде. Опять же есть зависимость от уровня планирования. Если планирование по группе - беру год с оглядкой еще на 1 год назад. Почти тоже самое по категории. Если планирование по артикулу, то в моем случае, достаточно 1-3 месяцев.
2. Использую Поиск решения, проще механизма я не знаю.
3. Есть заготовки файлов под ситуацию, это экономит время. В полностью автоматизированное прогнозирование спроса не верю.
4. СКО усиливает вес больших ошибок, в моем случае этого не требуется, поэтому не вижу смысла усложнять расчеты. Использую различные комбинации процентного отклонения.

Методы Хольта и Винтерса неплохо описаны в этой книге:
Джон Э. Ханк, Дин У. Уичерн, Артур Дж. Райтс Бизнес-прогнозирование Business Forecasting. Seventh Edition


В электронном виде информации нет, думаю, можно поискать в нете.
18.12.2009 03:39
StrahZapas
 
Все руки не доходят сделать заготовки файлов.
А 3 раза больший период заказ-поставка это будет несколько лет. Жирновасто.
Не думаю, что стоит анализировать период больший, чем 2 года.
В некоторых случаях, даже больше полугода. При уже устаканившихся продажах без провалов в наличии.
05.01.2010 05:28
logistyk
 
Проводил ревизию содержимого компьютера и нашел интересный макрос. Автора уже не помню.
Выдает прогноз наилучшим по его расчетам способом и считает страховой запас на этот случай. Исходный код открыт для просмотра.
Импортируем его в экселевскую книгу со статистикой продаж (Alt+F11, File - Import File). В левых столбцах может быть все что угодно - коды, наименования, поставщики и т.д. Далее, за ними правее должна быть статистика (за любой период). Учитывается статистика правее и ниже установленного курсора, т.е. ставим курсор на верхнюю левую ячейку с данными. И запускаем макрос (Сервис-макрос-макросы-выполнить).
Длина статистики вправо и вниз ограничена только возможностями экселя.
Пустые поля воспринимаются как ноль.
Макрос выбирает 5 стандартных функций: линейная, степенная, полиномиальная, логарифмическая, экспоненциальная и еще 4 средних: среднее по 3 последним точкам; среднее по 5 последним точкам; средневзвешенное по 3 последним точкам; средневзвешенное по 5 последним точкам. Средневзвешенное - то же что и среднее, но с учетом весовых коэффициентов месяцев, т.е. последние месяцы более важны, их вес больше (значение в ячейке умножается на некоторое число, пропорциональное ее "важности"), веса такие:
для средневзвешенного по 3 точкам: 1 3 5
для средневзвешенного по 5 точкам: 1 1,5 2 2,5 3
Затем смотрит какой вариант из этих 9 прогнозов описывает точки наилучшим способом. И так для каждого товара.
Страховой запас для всех случаев считается одинаково: стандартное отклонение (берется сумма квадратов отклонений реальных значений от выбранной модели, затем сумму делит на число значений и наконец вычисляет корень от этого всего.)

Поиграйтесь! :)
Вложения
Тип файла: rar macroc_prognoz.rar (3.2 Кб, 485 просмотров)
26.02.2010 12:09
StrahZapas
 
Добрый день)
У меня опять непонятки с макросом.
Результатом его являются 5 столбцов.
Квадрат разности, Прогноз, Страховой запас, Функция
Что есть последний 5-ый столбец?
У еще: он обрабатывает почему-то не все строки.
Какие-то ограничения есть?
27.02.2010 02:49
logistyk
 
Привет.
5-ый столбец - это количество значений, по которым строится прогноз (количество ненулевых ячеек).
По идее обрабатывать должен все, никаких ограничений нет.
Не стоит относиться к этому макросу слишком серьезно, он не заменит качественные исходные данные и здравый смысл.
27.02.2010 03:01
StrahZapas
 
logistyk,
Спасибо)
Здравый смысл со мной)
Часовой пояс GMT +3, время: 18:58.

Форум на базе vBulletin®
Copyright © Jelsoft Enterprises Ltd.
В случае заимствования информации гипертекстовая индексируемая ссылка на Форум обязательна.