Хорошая тема.
Согласен, что решение по вводу в ассортимент новых позиций должно приниматься коллегиально, в идеале это ассортиментный комитет.
Что еще можно сказать:
- нужно знать своего покупателя и изучать его. При введении новой позиции в ассортимент нужно четко понимать кто ее будет покупать.
- нужно постоянно отслеживать движение по новым позициям. Как образуется неликвид из нового товара: привезли, положили, забыли, через год посмотрели - неликвид.
- нужно заранее информировать и обучать продавцов новому товару.
- первые пробные партии товара должны быть небольшого размера (если нет уверенности, что товар будет хорошо продаваться).
- нужно при планировании запасов и закупок учитывать ЖЦТ, тогда уменьшим риск образования неликвида из не нового товара.
- нужно выявлять потенциальные неликвиды и бороться с ними, тогда не будет настоящих.
- еще неликвиды могут образовываться из товара, потерявшего птребительские свойства в процессе хранения и продажи, например, поцарапали, разбили, намочили и т.д. Здесь важно организовать документооборот и переход матответственности за товар в процессе его движения внутри компании.
Очень важный момент еще: неликвиды в учетной системе желательно выделить в отдельную папку или пометить признаком в карточке товара. Был интересный случай на моей памяти: продажник умудрился продать большую партию неликвида, а закупщик, увидев это, решил найти и привезти еще "ходового" товара.
Иногда причины висяков бывают в продавцах: забыли выставить на витрину, выставили, но не туда или без описания или с неправильным описанием или ценой. Здесь нужен контроль за их работой.
На вскидку все, думаю, наверняка, еще есть что добавить.
p.s. Данная тема неплохо описана у Шрайбфедера, его книгу можно скачать в библиотеке. Вот еще его статья:
Как предсказать неликвид?