Цитата: Анечка Добрый день, уважаемые коллеги! Подскажите пожалуйста, какой период брать для анализа xyz. Есть исходные данные за 3 года (фактические продажи), срок доставки товара 2 месяца. Пробовала брать периоды- год, два, пол года, с поквартальной, помесячной разбивкой. Результат - группы х нет вообще, порядка 90% номенклатурных позиций - группа z. Передо мной стоит задача выявить товары постоянного спроса для формирования по ним минимальных остатков на центральном складе.
Анна, добрый день.
Насколько я понял, вам необходимо выделить товары, спрос по которым можно прогнозировать с достаточной точностью (с целью минимизации запаса). Исходя из этой цели можно сделать выводы, которые существенно облегчат решение задачи:
- вам необходимо выделить только группу Х, т.е. не нужно думать где находится граница между Y и Z.
- для минимизации запаса достаточно рассмотреть товары группы А (быть может еще В), а на С тратить время точно не стоит. Т.е. вам необходимо сначала провести АВС-анализ. А уже по его результатам из группы А выделить группу Х.
Для идентификации хорошо прогнозируемых позиций я вижу как минимум 2 способа:
- провести XYZ по коэффициенту вариации (от среднего или от тренда, можно еще от плана, но эта информация не всегда сохраняется) так, как посоветовал Валера. В данном случае логично в качестве периода для анализа взять шаг планирования (скорее всего вы планируете продажи на месяц? Кстати, в вашем случае горизонт планирования должен составлять 3 месяца, т.к. срок поставки у вас - 2 месяца.).
Какие подводные камни могут быть: отсутствие товара на остатке (в принципе, это решаемо - можно подкорректировать историю продаж в момент дефицита), разное количество календарных и рабочих дней в каждом месяце (вопрос решается делением месячных продаж на количество рабочих дней). Если для вас корректировка статистика затруднительна, то просто нужно понимать, что из всех товаров наименее нестабильные - это гр Х. Кстати, какие границы групп вы использовали? Можете выложить скрин кривой XYZ - анализа? Сделать его можно при помощи надстройки
Inventor.
- второй способ намного проще, поэтому попробуйте сначала его, а вдруг он даст решение. Способ этот состоит в следующем: нужно провести АВС анализ не только по обороту, но и по количеству покупок (ну или хотя бы по количеству проданных единиц товара). Чем больше количество покупок, тем проще и точнее прогнозировать потребление данного товара и наоборот. Т.е. многофакторный АВС анализ при решении вашей задачи может быть более эффективным чем XYZ. В любом случае, рекомендую провести анализ по количеству покупок в не зависимости от того, будете ли вы просчитывать XYZ или нет.
Вот мои соображения. Будут вопросы - пишите.