Вопрос интересный. Для начала стоит отметить, что КДН есть смысл считать, для складских позиций. Если позиция привозится под заказ, то нет смысла считать для нее дни наличия, если даже она и пролежала какое-то время на складе, ожидая отгрузки. Нам просто не нужно знать, сколько дней на складе была заказная позиция, вместо этого нам нужно анализировать частоту сделок по таким позициям, и в случае если эта частота достигнет определенного уровня – перевести позицию на складской остаток.
Для складских позиций в любом случае мы должны определить минимальный остаток, ниже которого мы не зачитываем в КДН. Следовательно, возможны варианты в двух направлениях: норма остатка и порядок, в котором нужно сравнивать запас с этой нормой.
Что касается нормы остатка, то помимо самого простого варианта «ненулевого остатка» (больше 0 или другого количества в зависимости от специфики товара), возможны варианты:
«значимая продажа» - находится в пределах между первым децилем и первым квартилем – варианты возможны. Это минимальное значение продаж, которое мы продадим почти в любом случае. Увеличивая данное значение, мы можем прийти к медиане (об этом ниже). Более подробно посмотреть расчет "значимой продажи" можно в теме
корректировка статистики продаж.
«средняя продажа» - тут нужно понять, какую среднюю взять, если возьмем среднюю арифметическую, то пики завысят нам норму остатка (можно считать после фильтрации пиков, но делить сумму нужно на дни продаж, чтобы не занизить норму для редко продающихся товаров). Но мы знаем, что существует еще два вида средних: мода и медиана.
Что касается моды (наиболее часто встречающееся значение), то в оптовых продажах ее вообще может не быть или она чудесным образом выдаст не то значение: все значения встречаются по 1-2 раза, а не особо подходящее нам – 3 раза, например. Кроме того, моды вообще может быть две и более. В рознице использование моды более вероятно, т.к. продажа товара осуществляется, как правило, в единичном количестве, но при этом в день таких продаж может быть много, и мы придем к аналогичному результату, что и в случае опта. Таким образом, использование моды не всегда оптимально.
Медиана – это значение в середине отсортированного ряда, половина значений больше медианы, другая половина – меньше. Медиана представляется более универсальным методом определения «средней продажи» в данном случае, т.к. она находится между пиками и продажами с недостаточным остатком, причем, медиана одна для конкретного ряда, и как минимум в 50% случаев этого количества достаточно для осуществления продаж, а учитывая что бОльшие значения в списке носят более случайных характер, это количество случаев будет больше чем 50%.
Если мы возьмем медиану, то мы можем не проверять остатки в днях, где продажи больше медианы, т.к. если мы в этот день продали это количество, значит, оно имелось и зачем нам еще раз дополнительно проверять остаток. Под подозрение попадают дни, когда продажи были меньше медианы. Если остаток на утро такого дня был 0 – я бы не стал учитывать этот день, даже если и произошла поставка и даже продажа в течение дня. Если остаток на утро был больше 0 и с учетом поставки в течение дня остаток больше медианы, то этот день можно учесть в КДН. Думаю, эту логику нужно подбирать индивидуально под ситуацию. Расчеты осложняются, когда мы имеем дело с резервированием, например, Валера в данном случае предлагает прибавлять продажи за день к остатку на начало дня и сравнивать это значение с медианой – отличная идея, Валера как всегда радует интересным и простым подходом.
Думаю, к моим соображениям есть что добавить. Я вот, например, как-то хотел посчитать уровень сервиса по часам, а не по дням (специфика товара к этому подталкивала), но пришлось отказаться от этой идеи т.к. продавцы могут проводить продажи в течении дня с задержкой, это сложно проконтролировать, а вот день приходится закрывать. ;)