Вариант (имхо):
И у продавцов, и у закупщиков (по вверенным группам товаров)
Премия = k1 * (Валовая_прибыль - k2 * Средний_запас)
Т.е., получение наибольшей возможной прибыли при наименьшем возможном запасе.
или (что сложнее, но правильнее):
Премия = k1 * (Валовая прибыль - k3 * Вложенные_средства)
Вложенные_средства учитывают и складской запас, и товар в пути, и кредиторку, и дебиторку.
Т.е., получение наибольшей возможной прибыли при наименьших возможных вложениях.
(Коэффициенты для продавцов и закупщиков могут быть разными. Могут быть разными и по разным товарным группам.)
Поделив слагаемые правой части на Средний_запас или Вложенные_средства, получим:
Премия = k1 * Средний_запас * (R - Ro)
или
Премия = k1 * Вложенные_средства * (R - Ro)
где
R - рентабельность вложений в складской запас или полностью в работу с товаром соответственно.
Ro=k2 или Ro=k3 - пороговая рентабельность по складскому запасу или по вложениям соответственно.
Т.е., чем больше по позиции превышение рентабельности над пороговой, тем более осмысленно увеличение вложений и оборота.
Такой вариант мотивации сонаправлен с конечной целью бизнеса.
Параметр Ro (k2 или k3) задаёт баланс между "запасти и не продать" и "не запасти и упустить возможную прибыль" и либо соответствует реальной финансовой ставке и ставке хранения, либо служит для принудительного смещения мотивации в ту или другую сторону.
Это может быть применено как ко всему обороту, так и только к части товарооборота - тем самым новинкам, акциям и т.п.
Только положительная премия недопустима. Формула подразумевает и отрицательные значения. И это правильно. Другое дело, что отрицательные значения могут "запоминаться" и вычитаться из положительных результатов последующих периодов, чтобы менеджер не боялся пробовать работать по этой системе.