В предыдущей статье мы уже рассматривали метод АВС-анализа, применяемый с помощью программы для аптек. Однако анализ продаж аптеки может производиться не только посредством АВС-анализа, но и с помощью XYZ-анализа. Однако если программа для аптек включает в себя метод АВС-анализа, эффективность которого мы разбирали в прошлой статье, для каких целей и кому нужен XYZ-анализ?
Итак, АВС- и XYZ-анализ – это способы обработки данных с помощью программы для аптек, которые дополняют друг друга при использовании.
АВС-анализ направлен на выявление групп лекарственных средств в соответствие с покупательской потребностью. В результате мы получаем три группы товаров: первая группа – А – содержит 10 процентов лекарственных средств, которые обеспечивают аптеке 80 процентов доходов; вторая группа – В – это 15 процентов всех препаратов аптеки, которые обеспечивают прибыль в 15 процентов; третья группа – С – 75 процентов лекарств, которые продаются хуже остальных и приносят аптеке всего 5 процентов от всего дохода.
XYZ-анализ – это способ прогноза стабильности продаж лекарственных препаратов.
Вначале мы рассмотрим подробнее метод XYZ-анализа, затем выясним, каким образом возможно сочетание XYZ- и АВС-анализа в процессе обработки данных в программе для аптек.
Основные характеристики XYZ-анализа.
XYZ-анализ – это способ исследования и прогнозирования постоянства реализации тех или иных групп лекарственных препаратов.
По завершении процесса работы с данными, модуль аналитики программы для аптек выдаёт информацию по трём группам товаров:
1. Группа лекарственных средств X – продукция, которая имеет самые постоянные показатели продаж, независимо от сезонных колебаний или других факторов. Нетрудно предугадать приблизительную статистику продаж этих препаратов в будущем.
2. Группа товаров Y – показатели сбыта этих лекарственных препаратов несколько изменчивы. Предугадать их сложнее, однако можно приблизительно сказать о временах года или сезонах, когда эти лекарства могут иметь популярность.
3. В последнюю группу товаров, Z , входят лекарственные средства со скачкообразным, очень изменчивым потреблением. Предсказать время, когда препарат может быть удачно реализован очень сложно. Причиной, по которой какой-то препарат находился некоторое время на пике популярность, а потом резко потерял покупателей, может быть рекламная акция.
Таким образом, стабильность продаж препаратов первой группы, Х, составляет от 85% до 95%. Постоянство продаж во второй группе, Y, составляет от 85% до 50%. Третья группа, Y, находится далеко от первой и второй в показателях неизменности продаж. Прогноз покупательского спроса для нее невозможен из-за случайности и неустойчивости продаж.
Для чего используется XYZ-анализ?
Выбор лекарственных средств для закупки.
Перед тем, как решить, какими препаратами нужно снабдить аптеку, проводится XYZ-анализ в программе для аптеки с целью выявления групп лекарственных товаров с наименее постоянными продажами. Таким образом, перед заказом товара руководитель аптеки может исключить из списка необходимых для аптеки лекарственных средств те, которые находятся в группы Z, увеличить покупку препаратов из группы X.
Характеристика оборачиваемости.
У препаратов, попавших в группу X высокая оборачиваемость. Для таких лекарственных средств можно разработать специальные дисконты и скидки в программе для аптек, так как именно эта группа лекарственных средств принесёт больше доходов при применении программы скидок и бонусов. С другой стороны на лекарственные средства из группы Z не рекомендуется ставить скидки или понижать цены – это не подействует на покупательский спрос.
Как часто следует проводить XYZ-анализ?
Проведение XYZ-анализа рекомендуется раз в три месяца. Возможно использование этого вида анализа как раз в квартал, так и посезонно.
Сочетание АВС- и XYZ-анализа.
Применение одновременно ABC- и XYZ-анализа – это мощный комплекс мероприятий по выявлению группы товаров, которая пользуется наибольшей популярностью среди покупателей, и одновременно продажи этой группы лекарственных средств являются стабильными (группа АХ). С другой стороны совмещение двух этих видов анализа помогает увидеть группу товаров, которая пользуется наименьшим спросом или не пользуется спросом вообще, и одновременно покупательская потребность в этих товарах очень изменчива (группа СZ).
Благодаря лекарственным средствам из групп А и В, главным образом, и происходит процесс товарооборота в аптеке. Следовательно, они всегда должны быть в запасе. Целесообразно обеспечить запас лекарственных препаратов из группы А сверх меры, то есть приобрести большое количество этих препаратов, а лекарственных средств из группы В необходимо достаточное количество. Метод XYZ-анализа разрешает настроить процесс управления лекарственными средствами более правильно, без сбоев, и уменьшить общий запас лекарственных препаратов. Для групп лекарственных средств АХ и ВХ характерны: быстрый оборот лекарственных средств, постоянство продаж. Препараты всегда должны иметься в запасе, но не в чрезмерном количестве. Реализация товаров из групп АХ и ВХ отличается постоянством и покупательской предсказуемостью. Лекарственные средства групп АY и BY при значительном товарообороте предполагают небольшое постоянство затрат. Эти группы препаратов нуждаются в присутствии на складе дополнительных запасов. Препараты из групп AZ и BZ сложно предсказуемыми в плане затрат, при этом их товарооборот достаточно высок. Стремление обеспечить полное присутствие всех препаратов этой группы с помощью избыточного запаса лекарственных средств вызовет существенное возрастание запасов аптеки.
В чём плюсы применения двух видов анализа одновременно?
С помощью методов АВС- и XYZ-анализа программы для аптек, можно:
1) Увеличить действенность оборачиваемость ассортимента лекарственных средств;
2) Увеличить количество лекарственных средств из групп AX, AY, BX, BY;
3) Обнаружить сезонные колебания в продажах препаратов;
4) Более эффективно распределить работу сотрудников аптеки в соответствие с их опытом работы и квалификацией, снизить время, затрачиваемое на проведение анализа потребности аптеки в лекарственных препаратах.