Мыслей достаточно много, попробую изложить какой-то минимум. Все нижеизложенное - мое личное оценочное суждение :)
Чем меня пугает Gmail - тем, что невозможно пообщаться физически с поддержкой, да, я один из тех, кто не прошел когда-то процедуру восстановления и потерял ценный для себя ящик. Найти саппорт или форум было тяжело, т.е. путь восстановления пароля при нехватке данных неочевиден. Сейчас мне (но не другим пользователям) в разы проще, учитывая, что я могу пойти к регистратору, показать паспорт и подтвердить права на домен. Владелец обычной почты с большой долей вероятности ее потеряет, поскольку заранее к процедуре восстановления пароля никто не готовится. Возможно, есть необходимость каждого новичка через нее прогонять сразу. Если честно, на момент потери ящика я как-то и не думал искать форум, поскольку хорошо различимой ссылки на него в интерфейсе нет. Поверьте, в справку никто никогда не заглядывает. Только после того, как попробуют погуглить :) В Yandex ссылка на поддержку хорошо различима в интерфейсе, поддержка работает хорошо. В MailRu, как я помню по обращению нескольких лет давности, обращаться по большей части бессмысленно.
Чем выделяется Gmail - устойчивость к взлому. За нее, как правило, не берется никто и если берется, то не прямым воздействием на сервис, а через социальную инженерию. MailRu в этом плане проигрывает сильнее всех.
Нельзя забывать про защиту от спама. Удивительно, но в русскоязычном сегменте, о котором я и буду говорить, несмотря на драконовские меры к спамерам у Google, который, бывает, сует в спам нужное, значительно лучше разбирает спам Yandex. В MailRu, как мне кажется, защита от спама отсутствует в принципе, судя по количеству помоев в моем ящике от этого поставщика почты. Более того, у Gmail и MailRu (в меньшей мере у Яндекса) есть чрезвычайно мерзкая особенность возвращать подозрительные письма, не помещая их в папку Спам. За такое надо отрывать руки разработчикам. Определение спама не 100%, а иногда даже "Посмотрите в спаме" нельзя сказать. Послал письмо, уехал, а оно не дошло по ошибке. И ошибка, как правило, решения со стороны настроек сервиса не находит. Аналогичное с определением некрасивых архивов. Ну сделайте ярлык или папку "Вирусы" и пусть подозрительные архивы туда падают, но чтобы почта дошла, если отправлена, пусть пользователь пароль вводит, чтобы войти в эту папку/ярлык и никогда она по IMAP не синхронизируется, но чтобы почта доходила! Мало ли, нет у меня другого архиватора, кроме ZIP, а надо переслать exe. Кроме ругани эта самодеятельность в фильтрации почты ничего не приносит. Разворачиваемые письма - гигантский минус почтовых сервисов. Отсутствие подобного казуса может быть использовано маркетологами в конкурентной борьбе.
В том, что касается выделяемого места - однозначно Yandex. Быстро и без ограничений. В Gmail у меня 15Гб и за 10 лет с чисткой почты я занял половину. Однако, в Яндексе я на днях получил сообщение о превышении квоты. Пока оно не повторялось, но напрягся.
Есть ли смысл говорить о платной поддержке… Мне кажется, что нет. По крайней мере большинство пользователей, когда сталкиваются с проблемой, хотят ее решить, платили они за это или нет. Читая требования на форуме Gmail, вижу, что подавляющая пишущих уверена, что создатели сервиса им глубоко обязаны. Просто никто не задумывается, что это какой-то сервер, даже не один, за что надо платить деньги. "У меня моя почта", т.е. иллюзия обладания чем-то конкретным убеждает пользователя, что если он это что-то теряет, то его ограбили, а если плохо работает - сломали. Стиль общения в данном случае не имеет никакого значения, поскольку главное - результат.
В настоящий момент я использую Gmail. Во-первых, в силу привычки и интеграции с Android. Во-вторых, я успел застать время бесплатной почты для домена. Сейчас в этом Yandex составляет сильнейшую конкуренцию, поскольку Gmail от такого бесплатного сервиса отказался. Я не использую какие-то фишки по глубокому управлению доменными учетками, мне главное было приютить доменную почту себе и домашним. Думаю, Gmail есть смысл подумать над упрощенным хостингом доменных учеток, которых сейчас, как грибов после дождя. Я был бы даже рад, если бы они были точно такие же, как и обычные учетки, но последние веяния предполагают, что "чужая" почта на Gmail скоро накроется окончательно. Наконец, интеграция на одной странице браузера чата, почты, календаря, задач и прочего, вместе с повышенной безопасностью, все это заставляет остаться на Gmail.
Однако, резервная почта, куда сливаются все письма, у меня на Yandex. Это первый претендент на переход, если произойдет что-то критическое на Gmail. Для мусора и тестов я использую MailRu, который конкурентом не является в принципе и распространен, как мне кажется, исключительно в силу сарафанного радио среди неразбирающихся.