Цитата: Когда у нас чистили снег на крыше и перерубили лопатой оптику — это была штатная ситуация. Мы перескочили на радиорелейный мост и продолжили меняться своими BMP-файлами по почте. Ничего особенного, доступ к сети почти всегда дублирован.
Другое дело — электропитание. Ниже несколько тёплых историй про то, как и почему мы жили без света, и что бывает с инфраструктурой в это время.
Самый простой случай был на Белорусской. Там просто «вышибало пробки» пару раз в день. Жилой дом, наш магазин на первом этаже. Автомат в подъезде с домофоном. Работать надо, но днём жильцов всё это мало беспокоит — они на работе, спят или готовят. Заядлых геймеров, судя по отсутствию разбитых мышей у мусорника, не было. Продавцы были первыми, кто ходил внутрь включать автомат. Надо сказать, они проявили хорошие навыки социнжиниринга, потому что каждый раз надо было попадать в подъезд без ключа. Ещё они научились рефлекторно сохраняться после каждого удачного действия, познали всю мощь 15-минутного инкрементального бекапа. Самые дисциплинированные пользователи всей розницы. В один прекрасный день свет рубануло раза три подряд, и в этот момент стало доходить, что надо что-то менять. В итоге приехал наш электрик, поставили в подъезд новый автомат взамен сбойного, и всем стало хорошо.
На Таганской нам рубали питание из-за того, что на улице шёл ремонт. Город решил, что нам позарез нужно сделать широкий тротуар и ровную дорогу. И начались отключения. Долгие, смачные и безнадёжные. Магазин вообще выпадал из бизнеса — ни кассы, ни компьютера. Если за пределами Москвы на ЕНВД ещё можно было выдавать бумажные чеки (или вообще обходиться без них), то в столице строго касса. Да, касса может работать в ручном режиме без компьютера, да, бывают аппараты с аккумуляторами — но в магазины мы такие не ставим. Предполагается, что упсов хватает на основные вещи, а если свет отключили — смену можно закрывать. Ремонт никто не предвидел. Свет отключали неравномерно и случайно, поэтому продавцам нужно было стоять смену — вдруг к вечеру оно всё заработает снова.
Так в магазине образовались свечи и интимная обстановка, подтянулся «Меркурий» на батарейках. Попробовали протащить через систему удлинителей электропитание от соседей, чтобы хватило на кассу и компьютер — спасибо жильцам дома дальше по улице, помогли. Но в конечном итоге пришлось привозить бензогенератор, благо сзади магазина есть служебный выход во двор, где нашёлся подходящий приямок. Генератора хватило не только на рабочее место кассира, но и на три светодиодных торшера — больше не тянул. Днём ещё открытая дверь очень спасала.
Так у сисадмина появился бензогенератор на такие случаи, мобильный комплект оборудования (два «долгоиграющих» ноутбука с допаккумуляторами и кассовые аппараты на батарейках АА, которые используются ещё на выездных ярмарках). Повторять не стоит: с 1 июля фокус с «Меркурием» не пройдёт, касса должна быть онлайн от точки, но это всё решаемо. Точнее, можно предоставлять данные с модели 115Ф («ККТ работает по тем параметрам, которые настроены в ней. И если связь отсутствует, все данные сохраняются в фискальном накопителе в течение 30 календарных дней (п. 4 ст. 4.1 Закона № 54-ФЗ в ред. Закона № 290-ФЗ). Через 30 суток ККТ заблокируется»), но наш старый придётся выкинуть, он не модернизируется уже.
На Золотом Вавилоне мы косякнули сами — бухгалтер повесила в очередь кучу платёжек, но это был день зарплаты, и на том конкретном счету образовался дефицит. Два документа не прошло, один — про оплату. Никто не заметил, что на платёжке нет печати «проведено банком» — отправили администрации торгового центра. Им эта платёжка, ясное дело, ни в зуб ногой, поэтому они просто дёрнули рубильник. Дозвониться до местного АХО не получилось, поэтому пришлось ехать. Много народу полегло, но удалось разобраться. Стояли как идиоты без света 21 час.
На Курской магазин на цокольном этаже в здании метро. Хренак! Света нет. Продавцы подумали, что началась третья мировая, потому что это реально метрошное здание. Позвонили всем, кого знают. Офис через некоторое время выяснил, что произошла авария на вышке. 4 часа со смены прямо сдуло.
На Павелецкой раз в году отключают свет на два часа. Почему — никто не знает.
Ещё один торговый центр отключился, когда целиком задолжал городу. Бензогенератор туда внутрь не поставишь, поэтому сиди и играй в Дженгу на ощупь, без вариантов.
Ещё у нас есть дочерний проект, окно в ресторанном дворике в торговом центре. Торгуем макаронами, учимся, бьёмся там о грабли. Руководит Слава, бывший главный по мероприятиям. Системное отличие от основного бизнеса с настолками в том, что игра не требует холодильника. Ей вообще пофиг. Если свет выключится, просто не будет покупателей. А у Славы ещё и продукты погибнут мучительной смертью. Особенно мясо.
Первый раз рубанули 19 декабря. Приходишь на ресторанный дворик — а там темно, страшно и нет никого, сразу 60 тысяч прямых потерь за несколько часов. Хорошо хоть не воруют — когда отключают питание в ТЦ, иногда у ювелиров начинается паника.
Администрация потом сказала, что тот первый раз был из-за строительных работ на территории ЗИЛа.
Итак, представьте: светофор рядом не работает, в банках Технопарка тоже окна не горят. Покупателей организованно, не создавая паники, выводят из торгового центра. Рестораны горько плачут и готовятся хоронить мясо на мусорке со всеми почестями. А Слава из мероприятий. Аниматоры у нас как спецназ, только добрые. Поэтому он за 10 минут нашёл рефрижератор и позвал его на парковку в аренду.
Повторить такой опыт будет очень сложно — у них расписание и очередь заказов, но можно найти легковушку с холодильником для развоза продуктов. Ещё можно заказывать пищевой лёд и пихать его в холодильник (а вот сухой лёд к еде нельзя). В общем, варианты есть, и Слава продукты спас. Офигевающие владельцы других общепитов смотрели на него как на пророка. Потом написали заявление с просьбой дать подключить генератор на этаже — отказали. Тогда поставили опыт по перекладыванию продуктов в холодильник другого режима. С помощью, возможно, уже знакомого вам админа Валеры с мешком датчиков и тягой к экспериментам выяснилось, что если большая камера показывает -23, то за 6 часов температура повышается до -5. За это время можно узнать длительность работ и позвать холодильник на парковку, или просто переждать.
Самое смешное — это включение питания обратно. Цепь врубают каскадом поэтапно, и в этот момент начинается конкурс «Кто быстрее». Потому народ впускают сразу вместе с первой порцией тока. Быстрая загрузка ресторана — особое искусство.
Процесс сейчас такой: когда отваливается канал, на экран тревожных событий приходит уведомление Заббикса. Роутер сам поднимает резервный канал и пробует на него перейти. Если пропадает связь с агентским экземпляром Заббикса — уведомление уже приходит прямо в голову админу. Сам магазин, как правило, как раз в это время звонит операторам и просит не ставить на них самовывозы. Саппорт начинает разбираться, что и как — чаще всего прозвонами по арендодателю и городским службам. Через 5-25 минут кончаются ИБП (в зависимости от того, что они защищают), этого хватает для корректного закрытия смены на кассе. Сейчас побеждаем кэш на сайте, чтобы можно было оперативно провешивать чуть ли не с мониторинга информацию о том, что магазин не пашет.
В Москве свет вырубают относительно редко, но это критично. В Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Уфе тоже хорошая инфраструктура. А вот в городах поменьше может быть всякое, включая плановые отключения на рабочий день раз в 3-6 месяцев. Но там и процесс проще из-за ЕНВД.
И только один раз за всё время мы смеялись как демоны. Приходим на ресторанный дворик к Славе — а к нам огромная очередь, повара не успевают вообще, кассир ящик открывает-закрывает со скоростью звука. Оказалось, отключили только часть потребителей, и в их список с ресторанного дворика попали KFC, Теремок и Картошка. Результат — дневной план за 3 часа, и это до вечернего пика голодных после работы.