Форум по программам и оборудованию > > >

Пять малоизвестных фактов о картине Ильи Репина "Бурлаки на Волге"

19.08.2017 12:35


[ОТВЕТИТЬ]
Опции темы
06.08.2017 07:52  
OlegON



1. С берегов Невы

В 1869 году художник с товарищами отправился по Неве до Усть-Ижоры рисовать этюды. Среди гулявших по берегу людей они увидели оборванных и почерневших от солнца бурлаков, которые тащили тяжелую барку.

«Промозглые, страшные чудища [бурлаки] с какой-то доброй, детской улыбкой смотрят на праздных разряженных бар и любовно оглядывают их самих и их наряды», - напишет потом Репин.

2. Знакомство с героями

Чтобы сделать свое полотно правдивым, художник отправился на Волгу. Репин поселился в Ширяеве и вскоре подружился с одиннадцатью бурлаками. Он встречал их во время работы, какое-то время шел с ними в ногу, а во время отдыха беседовал.

3. Священник и боец

Бурлацкая ватага собрана из людей с разными характерами и судьбами. Ни один не повторяет другого.

На Волге Репин встретил своего любимого героя - расстриженного священника Канина. Художника поразило в бурлаке все: одежда, тряпица, которой тот повязал голову, выражение лица, а главное - глаза. Репин увидел его мельком. Бурлаки прошли, а он все находился под впечатлением. Пришлось друзьям художника по Волге догонять ватагу. Репин договорился с Каниным о портрете - так появился главарь бурлаков. Он изображен в первом ряду с правой стороны.

Рядом с Каниным - широкогрудый силач, заросший черной бородой. Из-за частых побед в кулачных боях его называли нижегородским бойцом.

За передовой двойкой с озлобленным взглядом идет Илька-матрос. Как рассказывал Репин, Илька всегда сетовал на жизнь и часто матерился.

Слева от матроса - высокий бурлак в шляпе. Он не прилагает особых усилия, не думает о других, а просто курит трубку.

Следом справа молодой деревенский паренек Ларька. Он будто пытается сбросить с себя лямку - «бурлачок» совсем еще не привык к такому труду.

Сосед паренька - больной старик. Он уже выбился из сил и утирает со лба пот. За Ларькой - еще один любитель покурить. Он спокоен, прилег на плечо юнца и набивает трубку. Тем временем за его спиной плетется калмык.

Осталась замыкающая тройка.

Ближе к нам - отставной солдат Зотов. Он единственный изображен в сапогах, потому что еще не успел их сносить, не приноровился к бурлацкому делу. Дальше - грек, со злостью оглянувшийся на баржу, где сидят наемники. В разговоре с Репиным, бурлаки называли их кровопийцами. Последний отстал. Он изо всех сил тянет корабль.

4. «Как вам не стыдно!»

Многие восторгались «Бурлаками». Среди почитателей был и Федор Достоевский. Однако критиков тоже хватало. Однажды министp пyтeй cooбщeния Зeлeнoй сказал Репину: «Кaкaя нeлегкaя дepнyлa вac пиcaть этy нeлeпyю кapтинy? Вы, дoлжнo быть, пoляк? Hy кaк нe cтыднo - pyccкий? Дa вeдь этoт дoпoтoпный cпocoб тpaнcпopтoв мнoгo yжe cвeден к нyлю, и cкopo o нeм нe бyдeт и пoминy. A вы пишитe кapтинy, вeзете ee нa Bceмиpнyю выcтaвкy в Beнy и, я дyмaю, мечтaeтe нaйти кaкoгo-нибyдь глyпцa-бoгaчa, кoтopый пpиoбpeтет ceбe этиx гopилл, нaшиx лaпoтникoв!»

Не знал тогда Зеленин, что художник писал картину пo зaкaзy вeликoгo князя Bлaдимиpa Aлeксaндpoвичa, который, увидев набросок, попросил немедленно закончить полотно.

5. «Этот стон у нас песней зовется»

Многие считают, что Репин создал свою картину как иллюстрацию к стихотворению Некрасова «Размышления у парадного подъезда»:

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется -

То бурлаки идут бечевой.

Однако это не так. Художник писал: «Стыдно признаться, но я прочитал эти некрасовские строки только через два года после поездки на Волгу».

Более того, Репин критикует поэта: «Разве может бурлак петь на ходу под лямкой? Ведь лямка тянет назад, того и гляди оступишься или о корни споткнешься. А главное - у них всегда лица злые, бледные: его глаз не выдержишь, отвернешься - никакого расположения петь я у них не встречал, даже вечером перед кострами с котелком угрюмость и злоба заедали их».

НАША СПРАВКА

Бурлак - наемный рабочий в России, который при помощи бечевы тянул речное судно против течения. Бурлацкий труд был сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью.

В СССР бурлацкую тягу запретили в 1929 году. Но в годы Великой Отечественной войны она периодически использовалась на некоторых малых реках из-за отсутствия буксиров.
 
09.08.2017 11:20  
AndreyZh
Картина «Бурлаки на Волге», прославившая Илью Репина, с момента своего появления вызывала неоднозначные отзывы. Кто-то восхищался мастерством художника, кто-то обвинял его в отступлении от жизненной правды. Почему же знаменитая картина спровоцировала скандал на государственном уровне, и насколько Репин на самом деле погрешил против действительности?

Эти образы несчастных оборванцев, зарабатывающих на жизнь непосильным трудом, знакомы всем по школьным учебникам. Бурлаки в XVI-XIX вв. были наемными рабочими, которые при помощи бечевы тянули речные суда против течения. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек, были и женские артели. Несмотря на тяжелый труд, за сезон (весной или осенью) бурлаки могли заработать столько, чтобы потом в течение полугода жить безбедно. Из-за нужды и плохих урожаев в бурлаки иногда шли крестьяне, но в основном такой работой занимались бродяги и бездомные.

И. Шубин утверждает, что в XIX в. труд бурлаков выглядел так: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом. Люди садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они «подтягивали» баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Намотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель. То есть изображенный Репиным эпизод – единичный случай.

Картина «Бурлаки на Волге» была написана в 1870-1873 гг., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам-расшивам, и необходимость в бурлацком труде пропала. Еще в середине XIX в. труд бурлаков стали заменять машинной тягой. То есть на тот момент тему картины уже нельзя было назвать актуальной. Поэтому и разразился скандал, когда «Бурлаков» Репина в 1873 г. отправили на Всемирную выставку в Вене. Российский министр путей сообщения негодовал: «Ну какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!». Однако Репину покровительствовал сам великий князь Владимир Александрович, который не только одобрительно отзывался о работе художника, но даже приобрел ее для личной коллекции.

«Бурлаков» Репин написал в 29 лет, заканчивая учебу в Академии художеств. В конце 1860-х гг. он отправился на этюды в Усть-Ижору, где был поражен увиденной на берегу артелью бурлаков. Чтобы узнать больше об интересующих его персонажах, Репин поселился на лето в Самарской области. Его исследования нельзя назвать серьезными, в чем он сам признавался: «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

 
09.08.2017 11:54  
OlegON
Цитата:
Сообщение от AndreyZh
По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель
Я всегда удивлялся, как они это делали, поскольку либо КПД стремился к нулю, если выворачивать руль в глубину, либо баржу бы сносило на песок. Про ходьбу по палубе очень интересно, спасибо.
 
 
Опции темы



Часовой пояс GMT +3, время: 12:35.

Все в прочитанное - Донат - RSS - - Карта - Вверх

Форум сделан на основе vBulletin®
Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot и OlegON
В случае заимствования информации гипертекстовая индексируемая ссылка на Форум обязательна.