Начинал вышибалой в Нью-Йорке, стал наемным убийцей. В начале 1920-х перебрался в Чикаго, сколотил армию боевиков и залил улицы кровью. Сел, вышел, снова сел, потом куда-то пропал… Этапы карьеры Аль Капоне хорошо известны. Но мало кто знает, что все это время организм босса мафии точил сифилис.
Капоне против ФБР
Альфонсе Капоне раздавал визитки продавца антикварной мебели, но его настоящую профессию знали все. К 30-ти годам размах деятельность и жестокость сделали чикагского итальянца самым известным гангстером США. С предателями и конкурентами его банда расправлялась без жалости, убив около 700 человек.
Годовой доход в $10 миллионов (около 150 миллионов современных долларов) позволяли щедро тратить на охрану, взятки полиции и прокурорам, благотворительность и пиар. Многократные аресты за контрабанду алкоголя, сводничество, азартные игры никогда не приводили итальянца в суд. Свидетели исчезали или отказывались от показаний, а у Капоне всегда находилось алиби.
В 1929 году новому руководителю Федерального бюро расследований Эдгару Гуверу удалось посадить «Аля» на 10 месяцев за незаконное ношение оружия. Тот в тюрьме не скучал: решал вопросы по телефону и принимал посетителей. После взялся за старое. Федералы продолжили копать: через подчиненного Капоне добрались до черной бухгалтерии и в 1931-м инкриминировали гангстеру неуплату налогов. Адвокаты сумели развалить большинство пунктов обвинения, но мафиози получил срок в 11 лет.
Капоне против трепонемы
Люэсом Аль Капоне заразился еще в 18 от проститутки-гречанки. К врачам не обращался, и когда болезнь перешла в скрытую форму, забыл о ней. Позже выяснилось, что сифилис передался его единственному сыну Сонни – инфекцию обнаружили не сразу и мальчик частично оглох. Лечиться пришлось и Капоне, и его жене Мэй.
Отбывая второй срок, гангстер пытался управлять своей преступной империей удаленно, но ему быстро обрубили связи. Сначала перевели из чикагской тюрьмы в Атланту, а затем вовсе на остров Алькатрас. Там Капоне старался вести себя примерно, и быстро скатился до уборщика в тюремной иерархии, где правили пожизненно осужденные убийцы. Однажды бывший босс получил ножницами в спину за отказ дать денег «на общак» и попал в медпункт. Там открылись старые диагнозы — сифилис и гонорея в запущенной форме.
Болезнь, которую не брали лекарства того времени, прогрессировала. Заключенный №85 стал терять память. Со временем к амнезии добавились судороги, галлюцинации, нарушение речи и координации движений, частичный паралич. Отсидев 2/3 срока (последний год – в лазарете), Аль Капоне был выпущен на поруки в 1939-м. Он едва передвигал ноги и не узнавал родных. Несколько месяцев Капоне поправлял здоровье в госпитале, а после спрятался в своем особняке в Майами.
Деградация до 12-летнего ребенка
В 1940-х появился пенициллин. Записанное на родственников имущество Капоне не было конфисковано, и деньги у семьи водились. Жена добилась, чтобы Альфонсе получил дефицитный препарат одним из первых в Америке. Но антибиотик не помог: распад мозга уже привел к слабоумию. Приглашенные врачи диагностировали «интеллект 12-летнего ребенка».
По-стариковски сгорбленный, одетый в полосатую пижаму Капоне больше не покидал дом. Некоторое время бандита навещали старые друзья, играли в карты. Потом больной повадился дискутировать с давно умершими людьми, часть из которых убил сам. Жена перестала пускать к нему гостей, опасаясь, что мафия решит заткнуть источник информации. Остаток дней Капоне развлекался охотой на бабочек и ловлей рыбы в пустом бассейне.
Пораженные сифилисом органы отказывали. В 1946-м «Великий Аль» уже не покидал инвалидного кресла и мог дышать только через кислородную маску. Через год, в 48 лет, Альфонсе умер от инсульта и пневмонии. Могилу на кладбище Чикаго затоптали туристы, устраивавшие пьянки на костях борца с «Сухим законом». Родственники были вынуждены перезахоронить прах в другом месте.