У российских граждан может появиться дополнительный источник дохода – персональные данные. Согласно предложению Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), в России могут разрешить свободный оборот «деперсонализированных» данных. Как сообщает «КоммерсантЪ», в настоящее время ведется работа над подготовкой соответствующего проекта изменений в закон «Об информации». Текущий документ не является заключительным и будет доработан перед внесением в Госдуму.
Как считают авторы инициативы, закон «Об информации» в том виде, в котором он существует сейчас, не уточняет, кто именно является владельцем персональных данных. Одни операторы персональной информации распространяют ее на коммерческой основе, не спрашивая разрешения субъекта, тогда как другие не рискуют продавать данные, что препятствует развитию законного рынка. В связи с этим ФРИИ предлагает ввести термин «деперсонализированные данные» и обеспечить их свободный оборот на рынке.
Пользователи смогут предлагать различным компаниям свои данные с определенной целью и сроками за вознаграждение в различных формах. В свою очередь, компании смогут приобретать данные, если человек даст согласие на их обработку, и переводить на его счет некий процент от сделки. При этом пользователи смогут исключать свою персональную информацию из оборота, не давая разрешения на ее обработку.
По подсчетам авторов законопроекта, продавая свою персональную информацию, россияне смогут зарабатывать до 60 тыс. руб. Однако, по мнению экспертов, эта цифра слишком преувеличена, а сама инициатива разработана с учетом лишь интересов банков, телекоммуникационных компаний и интернет-сервисов без учета защиты конфиденциальности пользователей.