21 октября 1978 года 19-летний австралийский пилот Фредерик Валентич на подаренном родителями легкомоторном Cessna 182L вылетел из аэропорта Муррабин. Он направлялся на остров Кинг, расположенный в 200 километрах к югу от Австралии. Ему предстоял ночной полёт над водой - Бассовым проливом. Погода была отличной, маршрут - знакомым а самолёт - технически исправным.
Ф. Валентич и его самолёт
Через примерно пятьдесят минут полёта на высоте 1500 метров Фредерик связался с диспетчером. Он сообщил что наблюдает над собой большое воздушное судно. Диспетчер ответил что никаких самолётов в том районе быть не должно. Валентич не смог описать объект, однако сказал что видит 4 яркие точки, похожие на посадочные огни, зелёный свет и блестящую металлическую поверхность. Также пилот рассказывал о странных манёврах этого аппарата. Он то появлялся возле него, то исчезал, пролетал над ним на больших скоростях и преследовал его. В ходе разговора с диспетчером Валентич неожиданно заявил, что сам начал летать по кругу. Его последнее сообщение звучит следующим образом:
«Это странное воздушное судно снова парит надо мной. Оно висит ... и это не воздушное судно».
Микрофон оставался включенным ещё 17 секунд, потом связь прервалась. На протяжении этого времени раздавались скрежещущие звуки непонятной природы.
Поисковая операция не дала результатов. Ни обломков самолёта, ни аварийного радиобуя найдено не было. Официальный отчёт о расследовании заканчивается фразой: «Причина исчезновения самолёта не определена».
Само собой после этого происшествия появилось множество теорий. И, конечно же, значительная их часть объясняет исчезновение внеземным вмешательством. Если коротко - Валентич, вместе с самолётом, был похищен инопланетянами (либо они его бесследно уничтожили). Защитники этой версии в качестве значимого аргумента ссылаются на переговоры с пилота с диспетчером, подтверждающие присутствие поблизости неопознанного летающего объекта. Также, по их мнению, в пользу этой версии говорит отсутствие обломков и безрезультатность поисковой операции. Кроме того исследователи НЛО опросили людей, находившихся в момент инцидента в том районе. Более 20 из них утверждали что видели в небе загадочный объект.
Главным козырем инопланетной версии исчезновения является фотография, сделанная фотографом-любителем в тот самый день. Он фотографировал закат и запечатлел странный объект в небе над Боссовым проливом за полчаса до инцидента. Исследователи утверждают что экспертиза подтвердила подлинность фотографии, а объект на ней движется со скоростью более 200 миль/час.
Однако есть и вполне прозаичные версии происшествия: дезориентация в пространстве, паника и, как следствие, нарушение режимов пилотирования. Так, Валентич был, мягко говоря, не выдающимся пилотом. В лётной школе он учился слабо. Экзамены на коммерческую лицензию он смог сдать только с третьей попытки. Во время тренировок он неоднократно попадал в опасные ситуации. На момент рокового вылета у Фредерика было всего 150 часов лётной практики. Кроме того он не имел опыта ночных полётов и полётов в условиях плохой видимости. Также парень очень увлекался уфологией.
За огни НЛО он мог принять яркие звёзды или даже отражение собственного самолёта (при условии полёта вверх ногами). Возможно странный объект полностью захватил внимание Валентича, что легло на почву его увлечения уфологией. Поэтому он перестал следить за приборами и контролировать полёт. Как оказалось в процессе переговоров Цессна развернулась на 180 градусов, о чём пилот не сообщил диспетчеру. Скорее всего он сам этого не заметил, так как полностью сосредоточился на иллюзии и не смотрел на приборную панель, полагаясь исключительно на собственные ощущения. Это распространённая ошибка неопытных пилотов, которая приводит к дезориентации в пространстве.
Красная линия - маршрут, которым планировал лететь Валентич
На записи переговоров слышны перебои в работе двигателя, и сам Валентич говорил о снижении оборотов. Есть вероятность что пилот ввёл самолёт в спираль (так называемую «Траурную спираль»), во время которой думал, что летает по кругу, а на самом деле снижался до столкновения с водой. Также центробежные силы могли нарушить работу системы питания двигателя горючим (на этой Цессне топливо подавалось самотёком), вызвав снижение мощности. Отсутствие обломков объясняется сильными и иногда хаотичными течениями в Бассовом проливе.
Как бы то ни было загадка исчезновения Фредерика Валентича и его самолёта не разгадана до сих пор.