Форум OlegON > >

Случаи, когда военные сбивали гражданские самолеты

18.01.2020 15:28


11.01.2020 21:35
Occul
 
В 1955 году пассажирский Lockheed Constellation израильской авиакомпании был уничтожен болгарскими истребителями. В Погибло 58 человек. Болгария вину признала, осудила лётчиков и выплатила компенсации.

1940 год, финский пассажирский Junkers Ju 52 сбит военными самолётами СССР. Погибло 9 человек, в том числе дипломаты. По большому счёту катастрофа всеми была проигнорирована, так как уже во всю шла мировая война.

В 1978 году Корейский боинг 707 был атакован истребителями СССР. Самолёт удалось посадить на лёд карельского озера, однако погибло 2 пассажира. СССР сообщил что всё сделал правильно и компенсаций никому не выплатил.

В 1992 азербайджанский Су-25 обстрелял армянский Як-40 с беженцами. Благодаря мастерству пилотов обошлось без жертв.

При странных обстоятельствах потерпели крушения в СССР два Ту-104 в 1962 году и Ан-24 в 1968. Эти три катастрофы унесли жизни 215 человек. Причины происшествий установлены не были. Однако есть версии о непреднамеренном уничтожении этих самолётов ракетами "земля-воздух" в ходе военных учений. Рейсы были внутренними, часть материалов засекретили, вину, понятное дело, не признали.

США сбили иранский A300 с 290 пассажирами в 1988 году, приняв за истребитель. Признали позже.

Украина сбивает Ту-154 "Сибири" из Израиля ракетой С-200, погибает 78 человек. Признали спустя 13 лет.

Иран сбивает украинский Boeing-737 над Тегераном, убив 176 человек. Признал спустя неделю.

Неизвестные (пока) сбивают Boeing-777 Malaysia Airlines c 280 пассажирами над Донбассом. Никто не признался.

Израиль сбивает Боинг-727-224 над территорией Синайского полуострова в 1973 году. Признали почти сразу.

СССР сбивает корейский "Боинг-747" с 269 пассажирами на борту в 1983 году. Признали.

Истребители Франции или Италии сбивают в 1980 году рейс Itavia во время пролета борта Каддафи и боя с ливийскими Миг-23. Признано после расследования.
14.01.2020 11:14
Occul
 
Трагедия в Иране, к сожалению, не является единичным случаем поражения пассажирского самолёта средствами ПВО. Несколько похожая история произошла 4 октября 2001 года.

В это день Ту-154М авиакомпании Сибирь (ныне S7) выполнял пассажирский рейс из Тель-Авива в Новосибирск. Когда самолёт находился над Чёрным морем в 184 километрах от аэропорта Сочи на высоте 11 000 метров диспетчеры зафиксировали попытки экипажа выйти на связь. Они сопровождались криками и шумами. Это и единственная разборчивая фраза "Куда попала..." свидетельствовало о возникновении на борту чрезвычайной ситуации. Вскоре связь с бортом ним оборвалась и он пропал с экранов радаров. Экипаж пролетавшего неподалеку самолёта сообщил что видел вспышку.

В этот район были сразу же направлены спасатели. Вскоре самолёты обнаружили масляные пятна на воде, а прибывшие вертолёты – обломки и тела. Все 78 человек на борту погибли. Останки от Ту-154 находилось на глубине свыше 2000 метров. Спасатели не смогли найти «чёрные ящики». Однако в найденных обломках имелось множество отверстий от металлических шариков, что свидетельствовало о поражении самолёта ракетой.

Во время катастрофы в Крыму проводились российско-украинские военные учения. В рамках них украинские войска ПВО запустили 23 ракеты по беспилотным самолётам-мишеням. 4 октября 2001 года в 13.41 по Москве по одной из таких мишеней был осуществлён пуск ракеты 5В28 комплекса С-200В. Однако ракета прошла мимо беспилотника и, пролетев 260 километров, взорвалась на высоте 15 метров над корпусом пассажирского Ту-154. При этом взрыв не разрушил самолёт полностью – произошла лишь разгерметизация и воспламенение топлива. Ещё секунд 30-40 экипаж пытался что-то предпринять и выйти на связь. Потом уже самолёт начал рассыпаться на части до самого падения в море. Почему ракета прошла мимо цели существует несколько версий, от технической неисправности до ошибки оператора. В любом случае надлежащая безопасность в районе учений обеспечена не была.

Основное расследование проводилось Межгосударственным авиационным комитетом. Также Генеральная прокуратура РФ возбудила уголовное дело по статье «терроризм». Затем действия должностных лиц Министерства обороны Украины были квалифицированы как халатность, после чего это дело в России закрыли, а материалы передали в Генеральную прокуратуру Украины. В 2007 году оно было прекращено прокуратурой Украины со следующей формулировкой: «Расследование не установило объективных данных, которые бы достоверно указывали на то, что Ту-154 сбит ракетой С-200, запущенной во время учений украинских войск противовоздушной обороны».

Украина в 2003 году подписала с Россией и Израилем межправительственные соглашения о компенсациях родственникам погибших в авиакатастрофе, без юридического признания вины и выплатила по 200 тыс. долларов США за каждого погибшего. Несколько родственников отказались от компенсаций и подали в украинский суд иск о возмещении морального вреда в отношении госорганов Украины. Суд в удовлетворении этих требований отказал.

Одновременно ОАО «Авиакомпания «Сибирь» подала иск к Министерству обороны Украины о возмещении ущерба в виде стоимости самолёта, расходов, связанных с расследованием катастрофы, расходов по страхованию, упущенной выгоды в связи с потерей самолёта и морального вреда. Украинские суды всех инстанций вынесли решения в пользу Министерства обороны. Они основывали их на данных экспертизы, проведённой в рамках дела сотрудниками Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз и Харьковского института воздушных сил им. Кожедуба. Эксперты в своём заключении пришли к выводу что самолёт Ту-154 не был поражён украинской ракетой, однако иных возможных причин катастрофы не указали.

Сразу после трагедии министр обороны Украины и главком ПВО Украины принесли извинения за случившееся. Через некоторое время они, и ряд должностных лиц Министерства обороны Украины, имевших отношение к тем злополучным учениям, были отправлены в отставку.

Форум на базе vBulletin®
Copyright © Jelsoft Enterprises Ltd.
В случае заимствования информации гипертекстовая индексируемая ссылка на Форум обязательна.