Трагедия в Иране, к сожалению, не является единичным случаем поражения пассажирского самолёта средствами ПВО. Несколько похожая история произошла 4 октября 2001 года.
В это день Ту-154М авиакомпании Сибирь (ныне S7) выполнял пассажирский рейс из Тель-Авива в Новосибирск. Когда самолёт находился над Чёрным морем в 184 километрах от аэропорта Сочи на высоте 11 000 метров диспетчеры зафиксировали попытки экипажа выйти на связь. Они сопровождались криками и шумами. Это и единственная разборчивая фраза "Куда попала..." свидетельствовало о возникновении на борту чрезвычайной ситуации. Вскоре связь с бортом ним оборвалась и он пропал с экранов радаров. Экипаж пролетавшего неподалеку самолёта сообщил что видел вспышку.
В этот район были сразу же направлены спасатели. Вскоре самолёты обнаружили масляные пятна на воде, а прибывшие вертолёты – обломки и тела. Все 78 человек на борту погибли. Останки от Ту-154 находилось на глубине свыше 2000 метров. Спасатели не смогли найти «чёрные ящики». Однако в найденных обломках имелось множество отверстий от металлических шариков, что свидетельствовало о поражении самолёта ракетой.
Во время катастрофы в Крыму проводились российско-украинские военные учения. В рамках них украинские войска ПВО запустили 23 ракеты по беспилотным самолётам-мишеням. 4 октября 2001 года в 13.41 по Москве по одной из таких мишеней был осуществлён пуск ракеты 5В28 комплекса С-200В. Однако ракета прошла мимо беспилотника и, пролетев 260 километров, взорвалась на высоте 15 метров над корпусом пассажирского Ту-154. При этом взрыв не разрушил самолёт полностью – произошла лишь разгерметизация и воспламенение топлива. Ещё секунд 30-40 экипаж пытался что-то предпринять и выйти на связь. Потом уже самолёт начал рассыпаться на части до самого падения в море. Почему ракета прошла мимо цели существует несколько версий, от технической неисправности до ошибки оператора. В любом случае надлежащая безопасность в районе учений обеспечена не была.
Основное расследование проводилось Межгосударственным авиационным комитетом. Также Генеральная прокуратура РФ возбудила уголовное дело по статье «терроризм». Затем действия должностных лиц Министерства обороны Украины были квалифицированы как халатность, после чего это дело в России закрыли, а материалы передали в Генеральную прокуратуру Украины. В 2007 году оно было прекращено прокуратурой Украины со следующей формулировкой: «Расследование не установило объективных данных, которые бы достоверно указывали на то, что Ту-154 сбит ракетой С-200, запущенной во время учений украинских войск противовоздушной обороны».
Украина в 2003 году подписала с Россией и Израилем межправительственные соглашения о компенсациях родственникам погибших в авиакатастрофе, без юридического признания вины и выплатила по 200 тыс. долларов США за каждого погибшего. Несколько родственников отказались от компенсаций и подали в украинский суд иск о возмещении морального вреда в отношении госорганов Украины. Суд в удовлетворении этих требований отказал.
Одновременно ОАО «Авиакомпания «Сибирь» подала иск к Министерству обороны Украины о возмещении ущерба в виде стоимости самолёта, расходов, связанных с расследованием катастрофы, расходов по страхованию, упущенной выгоды в связи с потерей самолёта и морального вреда. Украинские суды всех инстанций вынесли решения в пользу Министерства обороны. Они основывали их на данных экспертизы, проведённой в рамках дела сотрудниками Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз и Харьковского института воздушных сил им. Кожедуба. Эксперты в своём заключении пришли к выводу что самолёт Ту-154 не был поражён украинской ракетой, однако иных возможных причин катастрофы не указали.
Сразу после трагедии министр обороны Украины и главком ПВО Украины принесли извинения за случившееся. Через некоторое время они, и ряд должностных лиц Министерства обороны Украины, имевших отношение к тем злополучным учениям, были отправлены в отставку.