Форум OlegON > Компьютеры и Программное обеспечение > Железо

Сбой в ПО самолетов Boeing 737 глушит дисплеи в кабине пилота

30.03.2020 17:20


12.01.2020 20:33
Occul
 
При заходе на посадку в некоторых аэропортах в кабине пилота гаснут дисплеи.




В программном обеспечении самолетов Boeing 737 Next Generation обнаружена курьезная уязвимость: на дисплеях в кабине пилота перестают отображаться данные, когда авиалайнер идет на посадку в определенных аэропортах. Сбой происходит, когда экипаж самолета пытается запрограммировать автопилот для захода на посадку по приборам на определенные взлетно-посадочные полосы.

Если говорить точнее, дисплеи в кабине пилота гаснут при заходе на посадку в семи аэропортах. Пять из них находятся в США, еще два – в Южной Америке (Колумбии и Гайане).

Процедура захода на посадку по приборам позволяет пилотам безопасно посадить самолет при любых погодных условиях, независимо от видимости.

«Все шесть дисплеев были заглушены выбранным инструментом захода на посадку по приборам при истинном курсе 270 градусов и оставались пустыми, пока не была выбрана другая взлетно-посадочная полоса», – говорится в сообщении Федерального управления гражданской авиации США, описывающем три инцидента, имевших место при заходе на посадку Boeing 737 Next Generation в аэропорту Барроу (Аляска, США) в 2019 году.

Хотя федеральное управление не раскрывает технических подробностей, известно, что у семи взлетно-посадочных полос были «значения широты и долготы, запускавшие режим заглушки дисплеев». Похоже, эти значения каким-то образом вызывали взаимодействие бортовых компьютеров, в результате чего на дисплеях переставала отображаться информация.

Проблема затрагивает модели самолетов 737-600, -700, -700C, -800, -900 и -900ER с программным обеспечением Common Display System Block Point 15 (CDS BP 15) и системами управления полетом U12.
13.01.2020 13:59
grannie
 
Анекдот про "А теперь со всей этой херней мы попробуем взлететь" заиграл просто новыми красками... С похоронным оттенком...
13.01.2020 17:11
OlegON
 
Хорошо, что автопилот не глушил двигатели или не переворачивал самолет, как уже было с истребителями, летающими над Мертвым морем...
14.01.2020 07:43
DEeMON
 
Ну у них-же автопилот принудительно направлял самолёт вниз носом в землю, и с этим почти ничего нельзя сделать.
Из за чего 2 штуки полные пассажиров об землю грохнулись. Причем в боинге знали об этой проблеме, но молчали не желая терять прибыль.
14.01.2020 09:22
baggio
 
Ну не автопилот конечно...
Автопилот то выключить можно...
И я сильно сомневаюсь что они ничего не делали из за бабок...
Они либо не до конца понимали проблему либо её масштаб...
Имхо..
14.01.2020 11:26
DEeMON
 
Цитата:
Чтобы добиться повышенной топливной эффективности, производитель установил новые двигатели, которые по размеру больше предыдущих. Во время испытаний выяснилось, что из-за этого самолёт ведёт себя нестабильно при приближении к скорости сваливания (это минимальная скорость, при которой самолёт может лететь). Поэтому конструкторы поставили на самолёты автоматическую систему MSAC (Maneuvering Characteristics Augmentation System – система улучшения характеристик управления самолётом), помогающую пилотам бороться со сваливанием.

MCAS также была нужна и для того, чтобы обеспечить быстрое переучивание пилотов с самолётов предыдущего поколения. Boeing отказался от многолетней традиции – сохранять полный контроль пилота над самолётом и доверил часть действий автоматике. Благодаря этому производитель рассчитывал, что экипажам будет достаточно часового ознакомления с самолётом на экране планшета, даже без полёта на авиасимуляторе.

29 октябре 2018 года произошла первая катастрофа этого типа, в результате которой погибли 189 человек, находившихся на борту 737 MAX 8 индонезийской авиакомпании Lion Air.

Проблемы с бортом начались на рейсе, который предшествовал трагическому. После того как самолёт вылетел вечером 28 октября из аэропорта Денпасар, пилоты выполнили стандартную процедуру уборки закрылок и сразу же столкнулись с трудностями. Приборы командира и второго пилота начали показывать разную скорость, руль высоты стал самостоятельно менять положение и лайнер начал пикировать. Кроме того, у пилотов затряслись штурвалы - автоматика давала понять, что положение самолёта близко к сваливанию.

Тогда экипаж справился с ситуацией, но после полёта лётчики сообщили лишь о части проблем, не упомянув проблему с рулём высоты.

После полёта техники проверили самолёт, продули датчик определения скорости и допустили лайнер к следующему полёту. Однако на этот раз пилоты не смогли совладать с техникой. Через несколько минут после вылета из Джакарты новый экипаж столкнулся с теми же проблемами, самолёт перешёл в пике и на большой скорости врезался в море.

Только после авиакатастрофы стало широко известно (в том числе пилотам) о том, что на новых самолётах Boeing установил MSAC – ту самую систему по предупреждению сваливания. В инструкции к самолёту описание MSAC отсутствовало. Расследование показало, что индонезийский самолёт разбился из-за неправильной работы датчика углов атаки. MSAC получала неверную информацию от датчика, принимала её как точную, после чего перекладывала стабилизатор на пикирование (опускала нос самолёта). После катастрофы в Индонезии Boeing выпустил бюллетень, в котором описал, как действовать при отказе датчика угла атаки.

Однако утром 10 марта 2019 года, спустя четыре с половиной месяца после индонезийской катастрофы, разбился ещё один 737 MAX 8, принадлежавший уже авиакомпании из Эфиопии. При катастрофе погибли 157 человек, и внешне она была очень похожа на индонезийскую. Согласно данным из открытых источников, самолёт упал на взлёте, на большой скорости врезавшись в землю. И так же, как в случае с Индонезией, в первые минуты полёта интенсивно менялась высота борта.

Учитывая схожесть обстоятельств, не дожидаясь результатов расследования, авиакомпании и правительства по всему миру начинают отказываться от семейства MAX. Первым был Китай, дольше всех держались США (родина Boeing) и Канада.

В то же время надзорные органы США начали проверку и Boeing, и лицензировавшее его Федеральное авиационное управление в Сиэтле. Seattle Times со ссылкой на источники утверждает, что оценку безопасности новой системы управления лайнеров Boeing 737 MAX фактически провёл сам производитель, а не регулятор – Федеральная авиационная администрация США (FAA).

Как утверждает издание, производитель спешил, потому что на год отставал от своего конкурента – европейского авиастроителя Airbus, выпускающего схожие самолёты семейства A320neo, а регулятор не имел возможности быстро проанализировать безопасность «Максов» из-за нехватки рабочих рук. Поэтому система MCAS была не до конца испытана, а отчёт составлялся самими специалистами Boeing. При этом в нём не содержались важные данные о работе системы.

Цитата:
Один из коллег бывшего ведущего специалиста компании Boeing по подготовке пилотов Марка Форкнера сообщил ФБР, что эксперт под давлением руководства неоднократно предоставлял в FAA ложную информацию об отсутствии необходимости проводить дополнительную подготовку с пилотами Boeing 737 MAX, сообщает The Wall Street Journal.

Сам специалист, работая с новым самолётом, выявил определённые проблемы в системе управления лайнером, которые требовали дообучения экипажей 737 MAX. О недоработках Марк Форкнер рассказал во внутренней переписке со своим начальством. Публично о найденных недостатках ни специалист, перешедший в 2018 году на работу в Southwest Airlines, ни представители Boeing не заявляли до катастроф. Сам экс-ведущий специалист Boeing по подготовке пилотов, а также его адвокат появившуюся информацию не комментируют.
Цитата:
В компании Boeing не только были осведомлены о том, что с самолетом Боинг 737 Max мягко говоря было не все в порядке (из-за двух крушений подряд в Индонезии и Эфиопии полеты на самолётах этой модели прекращены с марта 2019 года), но и могли делать попытки скрыть их от инспекторов FAA (Федеральное агентство гражданской авиации) США. Это стало известно журналистам, изучивших документы, которые были представлены агентству самим Boeing, — сообщает Associated Press.

Издание пишет о том, что в частной переписке сотрудники Боинг критиковали высшее руководство компании. Сотрудники, которые предпочитали выбирать дешевых поставщиков, выкидывали деньги на ветер и прямо писали о том, что летать на Боинг 737 Max опасно.

Так в публикации, в частности цитируется письмо одного сотрудника компании Боинг к другому, в котором тот пишет, что не разрешает членам своей семьи летать на Боинг 737 Max, так как “его проектировали клоуны под руководством обезьян”.

Боинг все еще работает над обновлением программного обеспечения и других систем на 737 Max, чтобы убедить регулятора позволить ему снова взлететь. Работа заняла гораздо больше времени, чем ожидал Боинг.

Просто апофеоз эффективного рынка.
Софт для критически важных систем самолета пишут индусские кодеры за 2 бакса в час.
Для самолета закупаются самые дешевые детали.
Тест безопасности и сертификация производится самим боингом, который ну ниииикак не заинтересован в успешном ее прохождении.
Выявленные косяки тщательно скрываются от авиационных инспекторов.

Цитата:
baggio Ну не автопилот конечно...
Автопилот то выключить можно...
И я сильно сомневаюсь что они ничего не делали из за бабок...
Они либо не до конца понимали проблему либо её масштаб...
Имхо..
Вся эта экономия на всем, скрытие фактов, и стремление боинга запустить самолет в эксплуатацию как можно быстрее любой ценой, делается ну конечно никак не из за бабок, а наверное из за......... ммммм........ розовых пони и котиков.
Точняк, стопудова так и есть

Форум на базе vBulletin®
Copyright © Jelsoft Enterprises Ltd.
В случае заимствования информации гипертекстовая индексируемая ссылка на Форум обязательна.