Форум OlegON > Программы и оборудование для автоматизации торговли > Системы автоматизации торговли > КИС Lack & УС Land

Транспортная накладная 2021 и … нафига козе баян? : КИС Lack & УС Land

24.04.2024 19:49


27.01.2021 09:53
AndreyZh
 
Данный документ печатается в «УС Land» с 2011 года, но в этом году его форму решили сильно поменять согласно постановлению Правительства от 21 декабря 2020 № 2200, а так же поменяли правила перевозки грузов. Опубликовано постановление 30.12.2020, а введено в действие с 1 января 2021 года. См: https://olegon.ru/showpost.php?p=361168&postcount=322

Транспортная накладная – когда она необходима: Правила дорожного движения требуют, чтобы водитель предъявлял для проверки уполномоченным должностным лицам Ространснадзора документы на перевозимый груз. В их числе - транспортная накладная. Транспортную накладную оформляют при заключении договора перевозки груза автомобильным транспортом. Документ этот обязательный. По договору перевозки его оформляет, как правило, грузоотправитель (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ).

В транспортной накладной указывают информацию о грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике, наименовании груза, сопроводительных документах, условиях перевозки. Согласно новому порядку, транспортную накладную можно составить: на бумажном носителе в 3 экземплярах для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика (все экземпляры – оригиналы); с 1 января 2021 возможно в виде электронной транспортной накладной, подписанной УКЭП (для передачи транспортной накладной в электронном виде нужно заключить соглашение об оказании таких услуг с оператором ЭДО).

Конечно, данный документ исправлен в программе и успешно используется в АТП, производственном предприятии и "моих" оптовках с 14.01, однако только сейчас даю описание, т.к. мне нужно было время для отладки и сбора «претензий» от получателей документа, да и «полных» форм, учитывающих все изменения в Internet пока не обнаружил.

Изменений в форме накладной много и нужно быть внимательным, т.к. ТН служит документом, подтверждающим как расходы на перевозку, так и право на вычеты НДС. Новые реквизиты «разбросаны» по всей форме транспортной накладной. Основные дополнения:
  • В разделе 1 «Грузоотправитель» появилось поле для отметки о том, что грузоотправителем является экспедитор
  • В форму добавили новый раздел 1а для указания при необходимости сведения о клиенте - заказчике организации перевозки
  • В разделе 3 «Груз» нужно будет указывать объявленную стоимость (ценность) груза, а также реквизиты документа, подтверждающего отгрузку товаров
  • Раздел 6 «Прием груза» дополнен сведениями о лице, от которого забирается груз. Потребуется подпись этого лица и (при необходимости) подпись перевозчика
  • В разделе 11 «Транспортное средство» нужно будет указывать тип владения автомобилем: «1» - собственность;«2» - аренда;«3» - лизинг… и так далее, что подробно описано в постановлении

В «УС Land» печать транспортной накладной возможен из «накладных» любого типа и предзаказов через режим специализированной печати. Программа формирует форму, если задать что-то из блока «описание» груза и все задаваемые настроечные атрибуты при этом отражаются в накладной, а если не задать, то формируется «обычная» товарно-транспортная накладная – подробнее ниже:





Хоть и мелко – приведу скрин формы, где она дополнена «выделениями» по требованиям федеральный торговых сетей, что допустимо по правилам оформления первички. Первый лист:





Оборотная сторона:





Рассмотрим отличия, когда требуется оформление ТТН, а когда ТН.

Транспортная накладная (далее – ТН) подтверждает заключение договора на перевозку между заказчиком грузоперевозки и исполнителем. Содержит в себе 17 основных разделов. В соответствии с разделами есть возможность внести наименование товара, массу и его количество, отметить указания грузоотправителя, комментарии и оговорки со стороны всех участников перевозки (грузоотправителя, водителя, транспортной компании, грузополучателя).

Также можно указать сопроводительные документы на груз, например, УПД, сертификаты качества и др. Для этих целей есть специально выделенный раздел. Накладная может содержать в себе информацию о переадресовке, стоимости услуг перевозчика и даже информацию о принятии заказа к исполнению.

Перевозимые товары не указываются позиционно, а обозначаются общим наименованием с информацией о грузовых местах и массе. Постановление N 272 говорит о том, что: «Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика».

В целом, на рынке сложилась тенденция к отказу от ТТН в пользу ТН. Чаще всего это связано с тем, что все больше компаний использует для обмена первичной документацией сервисы электронного документооборота. Данный вариант взаимодействия позволяет отказаться от многостраничных ТТН и существенно экономить на бумаге, тем более, что с 1.01.2021 ТН можно делать электронную.

Документ предназначен для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом. Он подтверждает заключение договора на перевозку груза, фиксирует данные о стоимости услуг автотранспортной компании и порядке расчета провозной платы. Наличие транспортной накладной дает организации возможность уменьшить базу налога на прибыль. ТН является важным документом в сфере гражданского законодательства, подтверждающим заключение договора перевозки, а также в налоговом учете - накладная подтверждает расходы на транспортные услуги при определении налоговой базы, для этого она должна быть оформлена в соответствии со всеми требованиями законодательства.


Товарно-транспортная накладная (далее – ТТН) необходима грузоотправителю для списания товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ) со своего склада, а грузополучателю – для оприходования ТМЦ. Товарный раздел определяет взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей. Транспортный раздел определяет взаимоотношения заказчиков грузоперевозки с транспортными компаниями и непосредственно с водителями, которые выполняют заказ.

Содержит в себе два основных раздела – товарный и транспортный. В последний вносится информация аналогичная той, что указана в транспортной накладной. При этом есть возможность внести данные о погрузочно-разгрузочных операциях и их расценках.
Товарный раздел включает в себя подробную информацию о перевозимом грузе (номенклатурный номер, количество, цена, единица измерения и общая стоимость поставляемых грузополучателю товаров). Согласно Постановлению Госкомстата N 78 при перевозке грузов автотранспортные организации должны оформлять ТТН по форме №1-Т. Количество зависит от того, сколько участников состоит в этой цепочке. Оформляется, как правило, не меньше 4 экземпляров

ТТН используется, когда номенклатурных позиций в товарной части не так много, или же если контрагенты, например, грузополучатели, ставят жесткие условия по использованию именно этой формы документа. Также есть ряд специфических обстоятельств, когда контрагенты обязаны работать именно с ТТН. Например, разъяснением Росалкогольрегулирования от 08.07.2011 сообщается, что транспортная накладная не является сопроводительным документом, удостоверяющим легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и компании обязаны составлять товарно-транспортную накладную по форме 1-Т

ТТН (товарно-транспортная накладная) – это первичный сопроводительный документ, который необходимо выписывать, если грузоотправитель передает товар покупателю путем перевозки транспортным средством. ТТН нужна не только в тех случаях, когда присутствует третья сторона (автотранспортная организация). Накладную, сопровождающую груз во время его транспортировки, надо составлять, если функцию автоперевозки берет на себя грузоотправитель.

Документ имеет унифицированную форму, утвержденную постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Документ составляют в четырех экземплярах. Все экземпляры накладной передаются участникам процесса перевозки груза:
  • продавцу документ нужен для списания стоимости отгруженных товаров (он оставляет себе один экземпляр после выписки накладной)
  • покупатель при помощи ТТН оприходует полученные товары (документ ему передает водитель автомобиля)
  • для автотранспортной компании накладная служит основанием для проведения расчетов с заказчиком перевозки груза
  • четвертый экземпляр также передается перевозчику, он будет использован в качестве основания для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю транспортного средства


P.S. К сообщению приложено постановление правительства по новым правилам перевозок и форме ТН с подробным описанием правил её заполнения. Так же бланк новой формы «под заполнение», созданный юристами одной из крупнейших логистических компаний, который можно использовать для заполнения или увеличивая масштаб понять все изменения формы.
Вложения
Тип файла: 7z Postanonlenie_2200_21122020.7z (2.07 Мб, 10 просмотров)
Тип файла: 7z BlankTN_2021.7z (12.5 Кб, 13 просмотров)
02.07.2021 17:03
AndreyZh
 
Ну я вааще перестал, что-либо понимать Даже ФНС стала косячить и раздавать по этим поводам индульгенции. По УПД, счетам-фактурам подробнее: https://olegon.ru/showthread.php?t=16605&page=3 а тут ещё "новое" письмо ФНС от 15.04.2021, которое почему-то всплыло только сейчас

Федеральная налоговая служба: Письмо № СД-4-3/5182@ от 15.04.2021

Вопрос: О применении форм транспортных накладных в подтверждение затрат на перевозку груза в целях налога на прибыль
.
Ответ: Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение от 12.04.2021, сообщает следующее.

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Законом N 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа.

Необходимо отметить, что с 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов.

Согласно пункту 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или ГК РФ).

При этом в соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» транспортная накладная является перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза.
Таким образом, транспортная накладная является частью документов договора перевозки грузов в целях подтверждения расходов на перевозку в рамках главы 25 НК РФ.

Форма транспортной накладной, которая применялась до 31.12.2020 включительно, была установлена приложением N 4 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 (далее — Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 272). Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2200 (далее — Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 2200), в приложении N 4 установлена новая форма транспортной накладной, которая применяется с 01.01.2021.

В пункте 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 2200, указано, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, грузоотправителем по форме согласно приложению N 4 на бумажном носителе или в виде электронной транспортной накладной.

При этом в Постановлении Пленума Верховного Суда от 26.06.2018 N 26 отмечается, что в подтверждение договора перевозки обязательно составление транспортной накладной, однако ее отсутствие или неправильность не говорит о недействительности гражданско-правовых договоренностей между сторонами и перевозка может подтверждаться иными доказательствами (пункт 20).

Как следует из обращения, участники рынка столкнулись с невозможностью быстрого перехода на новую форму транспортной накладной ввиду необходимости доработки программных средств для их оформления. Многие крупные хозяйствующие субъекты вынуждены оформлять транспортные накладные по старой форме. В связи с чем ставится вопрос о временном применении в качестве подтверждающего расходы документа транспортной накладной, оформленной по форме, действовавшей до 31.12.2020 включительно.

Принимая во внимание изложенное, а также учитывая то, что новая форма транспортной накладной была утверждена в самом конце 2020 года, ФНС России полагает возможным в целях главы 25 НК РФ в случае наличия договора перевозки груза в подтверждение затрат организации на перевозку груза учитывать фактически оформленные документы (транспортные накладные по форме действовавшей до 31.12.2020 включительно), подтверждающие реальность выполнения определенных договором перевозок.

Одновременно сообщаем, что согласно пункту 1 статьи 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

В письме ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@ «О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 НК РФ» приведены характерные примеры такого «искажения», в частности, нереальность исполнения сделки (операции) сторонами (отсутствие факта ее совершения).
Согласно указанному письму ФНС России доказывание обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V-1, V-2 НК РФ.

Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Д.С.САТИН


P.S. Если по простому:

ФНС в письме № СД-4-3/5182@ от 15.04.2021 разрешила в целях главы 25 НК в случае наличия договора перевозки груза в подтверждение затрат организации на перевозку груза учитывать фактически оформленные документы (транспортные накладные по форме действовавшей до 31.12.2020 включительно), подтверждающие реальность выполнения определенных договором перевозок.
20.05.2023 17:26
AndreyZh
 
Начался огородно-рыбалочно-грибной сезон (сегодня первая добыча), т.ч. на беседы времени всё меньше и меньше, да и сообщение, которое уже давно хотел разместить "не красит" меня, как разработчика... Крайне редкое событие, что пропустил очередной законодательный, абсолютно бессмысленный высер от чиновников, но всё же такое случилось! Помню, что более года назад мимо моих ушей пролетела информацию об изменениях в транспортных накладных, но как поверхностно понял тогда, всё касалось, что данный документ может ходить в электронном виде... Спрашивал о нужде в этом - получил отказ, ну и забыл об этом информационном мусоре. Однако в апреле 2023 на меня свалили переписку с одной из сетей с главным вопросам - что они от нас хотят ? Пришлось разбираться и оказалось, что с 1 марта 2022 года действует очередная радикально измененная по форме, правилам заполнения печатная форма ТрН. Конечно ничего вразумительного ни бухгалтера фирм клиентов, ни бухгалтера крупных покупателей не сказали. Упрощенных комментариев для разжевывания заполнения данной формы практически нет, самый понятный приведу ниже. Пришлось получив доступ к 1С:УТ, 1С:Бух разбираться, как делается в этих программах...

Конечно сделал, установил у реальных пользователей графические и текстовые формы, но "осадочек остался"











... и фрагмент мануала по данной теме: Новая форма ТрН. Вызов режима печати не изменился, а по умолчанию программа формирует транспортные накладные в формате и с атрибутами действующими на дату документа. Приведу замечания и рекомендации по новым требованиям оформления ТрН:

Транспортная накладная — это первичный учетный документ, который обязательно применять при заключении договора на перевозку грузов автомобильным транспортом: ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Информация Минфина России № ПЗ-10/2012; ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Составлять такую транспортную накладную нужно по установленной форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200.

В этой накладной грузоотправитель и перевозчик согласовывают условия перевозки. Для бухгалтерского и налогового учета она подтверждает прием и сдачу груза, а также расходы на перевозку (Письмо Минфина России от 15.10.2018 № 03-03-06/1/73696). Отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной само по себе не является основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами (Письмо ФНС России от 19.04.2021 № СД-4-2/5238@, п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 26 от 26.06.2018).

Чтобы документально подтвердить реальность сделки — факт транспортировки и перехода рисков потери и повреждения товара к продавцу до момента передачи его на складе покупателя, транспортная накладная все же необходима (ст. 796 ГК РФ, Письма ФНС России от 02.07.2019 № СД-4-3/12855@, от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@, Минфина России от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540). Грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель заинтересованы в правильности заполнения транспортной накладной:

с 1 января 2022 года можно формировать не только на бумаге, но и в электронном виде;
с 1 марта 2022 года — по обновленной форме (Федеральный закон от 02.07.2021 № 336-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 и от 30.11.2021 № 2116).

Транспортная накладная: правила, изменения. С 1 января 2022 года транспортная накладная оформляется на бумажном носителе либо создается в электронном виде (ст. 2 Федерального закона от 02.07.2021 № 336-ФЗ). Электронная транспортная накладная формируется в форме электронного документа, заверенного усилен-ными квалифицированными электронными подписями (УКЭП) участников информационного взаимодействия. Сформированные документы нужно будет направлять в специальную информационную систему.

Формат электронной транспортной накладной утверждается ФНС совместно с Минтрансом по согласованию с Минцифры (Приказ ФНС России от 09.12.2021 № ЕД-7-26/1065@). С 1 марта 2022 года:
Нужно составлять на бумаге еще и четвертый ее экземпляр для грузоотправителя в случае, если транспорт-ная накладная используется как первичный документ (подп. 4 п. 3 Изменений, утв. Постановлением Правитель-ства РФ от 30.11.2021 № 2116). В остальных случаях на бумажном носителе транспортная накладная, как и прежде, составляется в трех экземплярах (оригиналах): для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика (п. 10 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200). Если транспортная накладная применяется в качестве первичного учетного доку-мента, то нужно заполнить новый раздел 12 «Стоимость перевозки груза (установленная плата) ‎в рублях (при необходимости)» (подп. 27 п. 3 Изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2116).

Если перевозчик меняет автомобиль или водителя, то он обязан уведомить стороны договора пере-возки. Сведения о замене нужно отразить в разделе 6 «Перевозчик» и (или) 7 «Транспортное средство» (подп. 5 п. 3 Изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2116). Договор перевозки считается заключенным, если произведена погрузка груза грузоотправителем в транспортное средство перевозчика и заполнен обеими сторонами раздел 8 «Прием груза» транспортной накладной (подп. 12 п. 3 Изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2116).
Часовой пояс GMT +3, время: 19:49.

Форум на базе vBulletin®
Copyright © Jelsoft Enterprises Ltd.
В случае заимствования информации гипертекстовая индексируемая ссылка на Форум обязательна.