Маркировка товаров для маркетплейсов в 2022 году: что маркируется, какие требования на разных площадках
С необходимостью маркировать товар сталкивается все больше продавцов на маркетплейсах. А сам перечень товаров, подлежащих маркировке, расширяется. К 2024 году планируется завершить переход к маркировке всех категорий.
Какие товары маркируются? На настоящий момент обязательной маркировке подлежат:
молочные продукты, упакованная вода;
товары легкой, промышленности, шубы и обувь;
духи и туалетная вода;
шины и покрышки;
лекарства и табачная продукция;
фотоаппараты и лампы-вспышки.
Во второй половине 2022 года и в 2023 году к перечню, вероятно, добавятся:
ювелирные изделия— кресла-коляски
слабоалкогольная продукция и пиво
БАДы, антисептики и медицинские изделия.
С 2024 года будут, например, маркироваться ювелирные изделия.
Как маркетплейсы работают с маркировкой?
Надо понимать, что продажа товара, подлежащего маркировке, без этой маркировки — это правонарушение. Согласно ст. 15.12 КоАП, продажа, перевозка и производство немаркированной продукции грозит штрафом от 5 до 10 тысяч рублей для ИП и от 50 до 300 тыс. рублей для ЮЛ. Все немаркированные изделия будут изъяты. Вместо административной ответственности наступает уголовная, если стоимость товаров без маркировки превысит 1,5 миллионов рублей. Согласно ст. ч. 1 ст. 171.1 УК РФ, ответственность назначается в виде лишения свободы до 3 лет и штраф 80 тыс. рублей.
В зависимости от модели взаимодействия продавца и маркетплейса, формы распределения обязанностей и ответственности по маркировке будут разными.
Модель FBS предполагает, что продавец хранит товары у себя на складе и заказе продает товары в доставку маркетплейса.
Модель FBO означает, что продавец отгружает товар на склад маркетплейса, а дальнейшими организационными вопросами занимается именно площадка. Соответственно, будет несколько отличаться схема взаимодействия по поводу маркировки. Однако главное остается общим. В обоих случаях работу с маркировкой предваряет регистрация продавца в системе "Честный знак". Для этого вам нужна ЭЦП, что для 2022 года является общим правилом при ведении бизнеса. Затем для регистрации в "Честном знаке" вы подаете заявку по ссылке и там же регистрируете личный кабинет. На сайте вы можете узнать, в чем специфика маркировки и ЭДО по вашей группе товаров.
После этого, в зависимости от типа взаимойдействия с маркетплейсом, ему нужно будет определенным образом передавать сведения о маркированных товаров. Торговля на разных площадках может отличаться в некоторых деталях.
Маркировка товара для Wildberries
Поскольку закон обязаны соблюдать все участники рынка, Wildberries не остается в стороне и обязан каким-то образом отправлять сведения о проданном товаре в систему "Честный знак" о товаре, который был передан площадке в собственность. Однако, Wildberries позиционирует себя как сторона агентского договора (FBS), поэтому ставит продавца перед фактом — до передачи на склад весь товар должен быть промаркирован. В таком случае без маркировок площадка товар просто не принимает к обороту.
При продаже товара работник склада считывает его маркировку и передает сведения продавцу, чтобы тот мог самостоятельно вывести товар из оборота. В течение трех дней продавец обязан вывести продукцию из оборота через личный кабинет в системе "Честный знак." Для этого ему нужно создать документ "Вывод из оборота", в качестве причины указав "Розничная продажа". Заполнить по графам:
вид первичного документа: "Кассовый чек";
номер первичного документа: "Номер чека";
дата первичного документа: "Дата чека".
Затем указать коды проданного товара. Поскольку система не автоматизирована, многие продавцы прибегают к помощи сторонних организаций для автоматизации процессов.
Маркировка для OZON
Озон работает по обеим моделям взаимодействия с продавцами — и FBS, и FBО. Это означает, что и порядок работы с маркировкой для продавцов на этих схемах будет разным. В первом случае все относительно просто для площадки: продавец указывает первый 31 символ из кода маркировки в личном кабинете при сборке заказа. Без передачи кодов маркировки уже с 20 апреля 2022 года продавец не сможет оформить поставку, так как площадка обязана указывать код маркировки в чеке для покупателя. Для вывода товара из оборота перед отгрузкой на пункте выдачи или сортировочном центре продавцу нужно будет самостоятельно вывести коды маркировки из оборота в системе "Честный ЗНАК", в пункте о причине пометив "Продажа по образцам, дистанционный способ продажи".
Если речь идет о FBО, то процесс взаимодействия несколько меняется. В данном случае площадка выступает как полноправный участник товарооборота, то есть по сути обладает обязанностями участвовать в передаче данных о маркировках товара.
Схема такая:
Продавцу нужен универсальный передаточный документ (УПД) с кодами маркировок по ЭДО. При получении площадка будет сверять эти коды с маркировкой переданного товара.
При обнаружении расхождений в маркировке, брака и т.д. эту часть продукции Озон не примет.
Будет сформирован акт расхождения ТОРГ-2 с указанием кодов маркировки принятых и непринятых товаров — его передадут через ЭДО. На этом основании продавец формирует универсальный корректировочный документ — УКД, который нужно отправить в течение 5 дней.
Озон отработает с УКД, акт приема товаров и ТОРГ-2, с которыми связан корректировочный документ, подпишет УКД. Оператор ЭДО автоматически передаст коды маркировки из этого документа в "Честный Знак", а затем они вернутся продавцу.
Более подробную информацию вы можете найти на сайте маркетплейса.
Маркировка для "Яндекс.Маркет"
"Яндекс.Маркет" придерживается той же позиции в маркировке, что и "Вайлдберриз". При этом работа продавца с маркировкой построена технически несколько сложнее, чем на остальных площадках. Здесь продавец сам занимается вводом кодов при формировании товара и начале процесса его отгрузки. Без этих кодов "Маркет" не присвоит товару статус "Передан службе доставки". А чем дольше продавец занимается обработкой товара перед отгрузкой, тем ниже его рейтинг на площадке. Более подробную информацию вы можете найти на сайте маркетплейса.
Возврат маркированного товара
Причины возврата на склад продавца или площадки маркированного товара могут быть разными: товар не подошел и покупатель хочет заменить его на аналогичный другого размера или иных характеристик; товар бракованный; был отгружен, но покупатель его не забрал. При этом покупатель может вернуть товар в полной целости и сохранности (тогда коды маркировки сохранятся), либо с поврежденным кодом маркировки, который уже невозможно считать. В зависимости от ситуации возврат будет оформляться по-разному.
Если оформлением занимается сам продавец, то у него есть несколько моделей оформления возврата:
1. Если покупатель возвращает товар за ненадобностью или для обмена (сам товар качественный), то сведения об этом нужно направить в "Честный знак". Для этого в личном кабинете оформить возврат товара в оборот. Подробно этот порядок изложен в официальном разъяснении. При этом, если товар просто возвращен, то оформляется один чек — с признаком расчета (тег 1054) "возврат прихода". Если же покупатель одновременно хочет товар заменить (но обычно в таких случаях на маркетплейсах покупатель просто заказывает тот же товар другого размера, оформляя его новой отдельной покупкой), то оформляются два чека — "возврат прихода" и "приход" (тег 1054).
2. Если покупатель возвращает товар надлежащего качества, но с поврежденной маркировкой, то следует осуществить перевыпуск кода маркировки. Для этого в разделе "Документы" нужно выбрать "Перемаркировка".
3. Возврат товара по браку требует выведение его из оборота путем утилизации. На него также оформляется возвратный чек. Товар снова вводится в оборот, затем продавец или площадка (например, функцию утилизации может взять на себя в некоторых случаях "Озон") принимают решение об утилизации. Необходимо подать сведения о выводе из оборота товара напрямую в личном кабинете "Честного ЗНАКА" и указать реквизиты акта, по которому товар утилизирован