Принятие закона в нашей стране довольно сложная и длительная процедура, включающая несколько этапов.
📝 Правом законодательной инициативы (внести законопроект на рассмотрение) обладают: Президент, Совет Федерации и его члены, депутаты Госдумы, Правительство, законодательные органы субъектов, Конституционный и Верховный суды.
Поступивший законопроект регистрируется в Госдуме и включается в примерную программу работы профильных комитетов ГД.
🗣️ В Госдуме законопроект проходит 3 чтения, он может изменяться, дорабатываться и к 3 чтению существенно видоизмениться. При этом жестких временных рамок для рассмотрения законопроекта не установлено, поэтому он может рассматриваться и 20 лет () и 2 дня ().
❌ Если на каком-то этапе законопроект отклоняют, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит.
После принятия Госдумой законопроекта в третьем чтении, в течение 5 дней он направляется на рассмотрение в Совет Федерации.
✅ Совет Федерации вправе рассматривать не все законы, и по достижению 14 дней они будут считаться одобренными.
✍️ Далее закон направляется Президенту, который должен подписать и обнародовать его в течение 14 дней.
❌ Президент может отклонить закон (право вето) и тогда его повторно направляют на рассмотрение в Госдуму и Совет Федерации.
Такое случается, но редко (например 🔗 ()).
📰 Подписанный закон подлежит официальному опубликованию в течение 7 дней. И через 10 дней после этого он вступает в силу, если в самом законе не предусмотрен иной срок.
☝️ Таким образом, внесение законопроекта и даже принятие его в трех чтениях Госдумой не гарантирует, что этот закон будет действовать.
Если Президент не подписывает закон, то он отправляется на повторное рассмотрение в Госдуму, которая может повторно принять его в том же или измененном виде. Если закон принят в идентичном виде и вторично отклонен Президентом, то Совет Федерации может рассмотреть его на специальном заседании и, при наличии квалифицированного большинства голосов, внести закон на подпись Президенту. Если Президент не подписывает закон в третий раз, то Совет Федерации может пересмотреть его в третий раз и принять его в том же или измененном виде большинством голосов не менее 2/3 от общего числа голосов членов Совета Федерации. После этого закон становится законом.