Форум OlegON > Разговоры на отвлеченные темы > Беседка

Изменения в ОСАГО 2008. : Беседка

23.11.2024 4:06


04.05.2008 12:22
3 марта 2008 года вступила в действие новая редакция ОСАГО - закона N 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев. В нововведениях, из которых 12 ключевых, есть плюсы и минусы, о которых важно знать каждому автовладельцу.
С 1 марта 2008 года в нововведения в ОСАГО касаются нескольких категорий водителей:
1. Иностранные и отечественные юридические лица и граждане, имеющие транспортные средства, зарегистрированные за рубежом, теперь смогут купить страховой полис ОСАГО минимум на 5 дней, даже если они въезжают в страну только на 1-4 дня;
2. Физические лица, владельцы авто, должны обратить внимание на следующие перемены в законе: - не подлежат страхованию прицепы к легковым автомобилям, принадлежащие физическим лицам; - минимальный срок сезонного страхования сокращается до 3 месяцев для физических лиц;
3. Юридические лица, владельцы транспортных средств, должны обратить внимание на такие законодательные изменения: - "привязка" территориального коэффициента теперь осуществляется к месту регистрации самого транспортного средства, а не к месту регистрации юридического лица, как это было до 1.03.2008;
4. Все владельцы транспортных средств должны принять к сведению следующие поправки:
- отменен "стикер" - специальный знак гособразца, отмечающий, что машина застрахована;
- введена новая форма страхового полиса, а старые формы тоже действуют до конца 2008 года;
- отменен 30-дневный льготный период, когда можно было ездить без риска получить штраф после окончания действия полиса и получать возмещение в случае аварии;
- исключено из не страховых случаев ДТП на внутренней территории предприятия;
- отменена обязательная независимая экспертиза в случаях, когда страховщику и потерпевшему удалось самостоятельно прийти к соглашению в оценке ущерба ТС при совместном осмотре;
- срок рассмотрения заявления о выплате расширен с 15 до 30 дней;
- за просрочку сроков рассмотрения заявления, когда должно быть дано подтверждение выплаты или мотивированных отказ, введены штрафные пени в размере 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ, что составляет более 44% годовых;
- теперь на каждого потерпевшего, независимо от количества пострадавших сторон, установлен лимит в части возмещения вреда по жизни или здоровью в размере 160 тыс. руб. по каждому ДТП в течение срока действия полиса;
- установлены фиксированные выплаты за причинение вреда жизни (смерть): 135 тыс. руб. - наследникам, потерявшим кормильца, то есть лицам, имеющим право на получение компенсации по гражданскому кодексу и не более 25 тыс. руб. компенсации расходов на погребение жертвы ДТП;
- по ущербу имуществу лимит сохранился без изменений на уровне 160 тыс. руб.

Кроме того, правительство РФ внесло коррективы в Тарифы ОСАГО, выпустив в пятницу 29 февраля 2008 года два постановления РФ N129 и 130, которые регламентировали два нововведения:
1. Старая форма полиса будет действительная наравне с новой до конца 2008 года;
2. Для появившихся с 1 марта 2008 года сезонных полисов ОСАГО на 3 месяца тарифный коэффициент установлен в размере 0,4.
Стоит отметить, что наиболее серьезные поправки, прямое возмещение убытков и европротокол, которые должны вступить в действие с 1 июля и 1 декабря 2008 года могут быть отсрочены. Речь идет о введении с 1 июля и 1 декабря 2008 года возможности обращаться за получением возмещения напрямую в свою страховую компанию и об урегулировании ДТП без участия сотрудников ГИБДД. Действие нововведений в Законе распространяется на полисы ОСАГО, которые заключены с 01.03.2008. Ранее подписанные договоры продолжают действовать на прежних условиях. Единственный спорный пункт это "льготный период", который по положениям новой версии закона ОСАГО (ст. 4 и 422 ГК РФ) будет отменен для всех договоров вне зависимости от даты их заключения. Это значит, что прежнее положение, при котором полис ОСАГО фактически действовал 13 месяцев, недействительно.
Внимание! Чтобы не попасть на штрафы ГИБДД помните, что с 1 марта 2008 года закон исключает возможность заключения договора ОСАГО задним числом. То есть договор вступает в силу только после оплаты. С отменой льготного периода необходимо следить за сроком действия и своевременным продлением только что введенных краткосрочных сезонных полисов ОСАГО на 3 месяца. Новые краткосрочные полисы будут удобны тем, кто намерен застраховать машину меньше, чем на год и меньше, чем на 6 месяцев. Уменьшение срока страховки позволят избежать лишних финансовых расходов как страховым компаниям, так и их клиентам. Минус покупки такого полиса в его стоимости Согласно новым правилам необходимость в наклейке "стикеров" рекламировавших компании-страховщики отменены.
С 1 марта отменены ограничения по страховым случаям на внутренней территории предприятия, а понятие "внутренней территории" и вовсе исключили из юридической терминологии закона ОСАГО. Как показывает опыт, большинство ДТП происходят с небольшим ущербом для участников.
В случае, если по стоимости повреждений страховщик и потерпевшая сторона сходятся, то разобраться можно будет на месте во время осмотра и без привлечения третьей стороны - независимого эксперта. Такие выплаты будут производить в течение дня. По новой версии закона установлен 30-дневный срок, за который страховщик должен принять решение о выплате, произвести еe или дать мотивированный отказ. Ранее срок был 15 дней. За нарушение сроков выплат нерадивых страховщиков оштрафуют по ставке более 44% годовых. В большинстве случаев компании практически всегда укладывались и в 15-дневный срок, за исключением подозрительных случаев, требовавших дополнительного расследования. Полезные изменения коснулись и выплат по жизни и здоровью пострадавшим в ДТП. С 1 марта снято ограничение страховой суммы по одному страховому случаю в 400 тыс. руб., куда входил максимальный лимит в 240 тыс. руб. по жизни или здоровью на всех или до 160 тыс. руб. на 1 потерпевшего. Теперь каждый пострадавший в ДТП может получить возмещение по здоровью в размере до 160 тыс. руб. вне зависимости от того, 1 или 20 пострадавших в ДТП. Также упрощена процедура получения выплаты в случае смерти: 135 тыс. руб. отводится наследникам за утрату, а до 25 тыс. руб. на погребение усопшего.
Выплат по имуществу изменения не коснулись. Неразрешенным до сих пор остается проблема оказания своевременной медицинской помощи участникам ДТП, получившим вред здоровью. "В случае причинения вреда здоровью, например, сложный перелом, в соответствии с Законом об ОСАГО человек должен получать помощь по месту, к которому он прикреплен, говорит эксперт страховой группы "Адмирал" Елена Петунова. Это не удобно и не правильно, однако, эта проблема остается неразрешенной именно на уровне закона".
04.05.2008 12:22
С 1 мая специальный знак государственного образца ОСАГО (стикер), выдаваемый автовладельцу в страховой компании, можно будет не клеить на лобовое стекло. Соответствующие изменения в правилах дорожного движения были опубликованы сегодня "Российской газетой".
Согласно Постановлению правительства Российской Федерации N287, в правом нижнем углу ветрового стекла легковых автомобилей необходимо будет размещать только талон о прохождении государственного технического осмотра.

Стоит отметить, что наказания за нарушение пункта два "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" из-за отсутствия стикера ОСАГО на лобовом стекле автомобиля в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрено не было. Поэтому автовладельцы редко клеили этот "знак отличия" на свое транспортное средство.
04.05.2008 12:23
С 13 апреля 2008 года вступили в силу ряд новых норм в редакции правил обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Первая “порция” поправок к закону об ОСАГО вступила в силу с 1 марта этого года – изменения вносились в текст правил в связи с поправками в федеральный закон об ОСАГО. Сегодня в правилах появился ряд новых норм, которые не были предусмотрены изменениями в законе. Основная их задача – конкретизировать действия как страхователя, так и страховщика в определенных ситуациях.
Закон стал выгоднее для «смертников» Повысится лимит выплат – повысятся тарифы Ужесточены требования к водителям по оформ-лению извещения о ДТПГлавное нововведение состоит в том, что отныне для каждого пострадавшего в ДТП законом установлен лимит выплат по смерти в размере 160 тысяч рублей. Раньше максимальная страховая сумма на все про все составляла 400 тыс. рублей, при этом 160 тыс. рублей уделялось на “железо”, а 240 тыс. рублей – на жизнь и здоровье пострадавших. В зависимости от того, сколько человек пострадало в ДТП, сумма в 240 тыс. рублей делилась на всех. Теперь на каждого потерпевшего выделяется максимум по 160 тыс. рублей: если человек ранен, то ему возмещают ущерб в пределах этой суммы, в случае смерти потерпевшего 135 тысяч рублей делятся в равных долях на всех лиц, имеющих право на возмещение ущерба, а остальные 25 тысяч рублей выдаются как расходы на погребение.

Получается, что закон стал выгоднее для “смертников”: их родственники смогут рассчитывать на большую компенсацию, чем раньше. На вопрос, почему не сделали лимит больше, страховщики ответили, что не имеют для этого возможностей. “Жизнь человека бесценна, – комментирует заместитель генерального директора страховой компании “Цюрих Ритейл” Сергей Ефремов. – Но и мы, к сожалению, не можем повышать лимиты, при этом не повышая тарифы. Возможно, мы повысим лимит выплат по жизни и здоровью в будущем, но тогда вынуждены будем повысить и страховые тарифы”.

Коснулись поправки и вопроса по изменению условий договора, что должно обезопасить страхователей от разного рода недоразумений при общении с агентами. Менять договор страховщик теперь может двумя способами: путем выдачи нового полиса (с внесенными изменениями) – как это было предусмотрено ранее; путем внесения изменений в уже выданные полисы ОСАГО (в поле “Особые отметки”). Страховщики подчеркивают, что отныне внесение изменений в условия договора возможно только в офисах компании, в которых имеется печать организации, – все остальные варианты исключены. Если же исправления не будут заверены надлежащим образом, то они могут вызвать серьезные конфликтные ситуации при проверке полисов сотрудниками ГИБДД.

Также в правилах изменен порядок досрочного прекращения договора страхования. В случае “отказа страхователя от договора” часть страховой премии не возвращается. Теперь, чтобы расторгнуть договор ОСАГО и получить часть премии, страхователь должен предоставить документы, подтверждающие прекращение страхового риска по договору или факт продажи автомобиля.

Ужесточены требования к водителям по оформлению извещения о ДТП и уведомлению своего страховщика о страховом случае. Это сделано для того, чтобы придать делопроизводству прозрачности. Водители часто игнорируют подобные бумажки, могут прислать, а могут и нет, а потом приходят и требуют со страховщика денег. Страховые компании намерены исправить положение вещей. Извещения о ДТП должны быть оформлены всегда, кроме четко ограниченных случаев (невозможности заполнения по состоянию здоровья или в связи с отказом от заполнения), и в обязательном порядке отправлены страховщикам. Страховщики предупреждают, что извещение о ДТП является существенным документом для принятия решения о страховой выплате.

Кроме того, из правил изъята возможность потерпевшего самостоятельно организовывать независимую экспертизу, игнорируя направление на независимую экспертизу от страховщика. С другой стороны, если страховщик вовремя не позаботился о проведении экспертизы, не согласовал с экспертами дату и время ее проведения и пр. детали – страхователь может обратиться в независимую экспертизу, а также содрать со страховщика пеню за просрочку платежа (1,75% от ставки рефинансирования ЦБ после 30 дней ожидания).

Введение поправок, скорее всего, еще на один шаг приблизило нас к цивилизованному страховому рынку. Год вообще можно считать в этом плане плодотворным: с 1 июля наконец начнет действовать механизм прямого урегулирования убытков (когда страхователь может обращаться за возмещением в “свою” страховую компанию), затем 1 декабря вступит в силу европротокол ОСАГО (без обязательного участия сотрудников ГАИ), а 1 января 2009 года начнет действовать система “Зеленая карта”, что сделает нас полноправными участниками международной автостраховой системы.

В то же время совершенно очевидно, что все это приведет к тому, что уже во второй половине этого года ОСАГО может подорожать. Граница убыточности страховщиков в некоторых регионах уже достигает 70%: стоимость авторемонта постоянно растет, машины, попадающие в ДТП, становятся все дороже, да и изначально, жалуются страховщики, страховые коэффициенты в некоторых регионах были просчитаны неправильно. Теперь вот еще придется выложить около 11 млн евро для создания гарантийного фонда “Зеленая карта”, так что недостающие деньги страховщики намерены взять с автовладельцев.

“Рано или поздно повышение цен произойдет, – констатирует С. Ефремов. – Мы бы хотели, чтобы это произошло в этом году. Не меньше, чем на 50%”. “Страховщики будут добиваться повышения тарифов на ОСАГО, – подтверждает вице-президент по автострахованию группы “Ренессанс Страхование” Галина Ионова. – Нынешние тарифы разрабатывались четыре года назад и уже неадекватны. ОСАГО запускалось, когда у России еще не было собственного опыта, это были попытки адаптации опыта стран Восточной Европы. Сегодня мы уже располагаем своей статистикой, которая показывает не только динамику развития риска, но и поведение игроков рынка. Поэтому изменение тарифов и правил - это абсолютно естественный эволюционный процесс”.
Часовой пояс GMT +3, время: 04:06.

Форум на базе vBulletin®
Copyright © Jelsoft Enterprises Ltd.
В случае заимствования информации гипертекстовая индексируемая ссылка на Форум обязательна.