В отношении ООО «МаксиСклад» возбуждена процедура банкротства, в рамках которой Офицерова Е.В. в интересах несовершеннолетнего Офицерова В.П. обратилась в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов задолженности в размере 1 000 000 руб., составляющей компенсацию морального вреда.
В период осуществления ООО «МаксиСклад» производственной деятельности, произошел несчастный случай, в результате которого погиб один из работников, Офицеров П.В. На момент смерти супруга погибшего была беременна.
Впоследствии, узнав о возбуждении процедуры банкротства в отношении ООО «МаксиСклад», Офицерова Е.В. в интересах ребенка подала заявление о включении в реестр требования о взыскании задолженности по компенсации морального вреда.
Суды нижестоящих инстанций отказали ей в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что на момент смерти Офицерова П.В. (28 сентября 2018 г.) ребенок еще не был рожден (дата рождения: 13 октября 2018 г.), поэтому женщина обратилась с жалобой в Верховный Суд РФ.
Верховный суд решил иначе, вынес Определение, которым удовлетворил жалобу и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Основанием для отмены актов нижестоящих судов стали положения Постановления КС РФ от 2 марта 2023 г. N 7-П, где содержится указание на то, что правовое регулирование не предполагает безусловного отказа в удовлетворении заявления в подобном случае. В конкретной жизненной ситуации, обусловленной смертью одного из родителей, всегда предполагается факт причинения морального вреда ребенку. Такой подход надо применять и тогда, когда на момент смерти отца ребенок еще не родился.
Следовательно, компенсацию морального вреда могут взыскать и в пользу ребенка, который родился после смерти отца.
Документ: Определение Верховного Суда РФ от 8 июня 2023 г. N 305-ЭС23-1000 по делу N А40-242751/2020