отчеты по УКМ, в отношении новогодней нагрузки - плохой показатель.
новый год показывает не нагрузку, как таковую, а предел пропускной способности кассового узла.
кроме того, что продалось, надо учитывать, сколько народу ушло из магазина просто увидев очередь еще из дверей.
для определения "правильного" кол-ва касс надо учитывать специфику магазина, ассортимент и плотность покупательского потока.
самая общая рекомендация:
1 касса на 100 квадратов площади для продуктовых супермаркетов.
для хозайственный товаров - 1/150,
для бытовой техники - 1/150-250, в зависимости от наличия мелочевки и сложности принятой в магазине процедуры оформления покупки.
такое количество касс позволяет в час пик избежать очередей длиннее 2 - 4 человек на кассу, в магазинах с высокой плотностью покупателей.
на практике, обычно, на такое количество касс просто не хватает кассиров. впрочем, сужу только по екатеринбургу, новосибирску и томску.
чтобы рассудить финансистов и торгашей, надо просто посмотреть на длину очередей в час пик. если стоит 6-7 человек - касс не хватает.
значит, часть покупателей, постояв пару раз в этих очередях, в третий раз в это время к вам уже не придет.
кроме самого количества касс, очень сильно влияет квалификация кассиров. по моим собственным замерам, лучшие кассиры пропускают через кассу ровно в два раза больше товара, чем основная серая масса обезьянок.
ну и попутные вопросы, которые надо продумать, чтобы справиться в новый год:
1) размен. мало что другое так тормозит работу кассы, как отсутсвие размена для сдачи
2) сплошная маркировка всего, что попадает в зал. точнее, вообще пригодность к продаже, включая наличие цен и прогрузку касс.
3) качество штрихкодов. проверить/замеить/почистить головки, потратиться на перемаркировку нечитаемых ШК произодителя. разориться на маслостойкие термоэтикетки для весов: на конфетах, при дешевых этикетках, ШК может выцвести до нечитаемости за 2 недели
4) "бегуны" при кассах - по быстрому сгонять, поменять товар на маркированный или притащить ценник с ШК
5) упаковщики за кассами - быстро (но аккуратно :) ) скидать товар в пакеты и выпнуть покупателя из зоны расчета
6) постоянное наличие в рассчетной зоне людей, имеющих права на отмены позиций/возвраты/аннуляции. причем именно в расчетной зоне, а не за одной из касс, в качестве кассира.