Цитата: OlegON ➤ *172 Почему ты так думаешь? У меня сложилось впечатление, что у нас патриотов страны среди чиновников на порядок меньше, чем на Западе и в Америке. Хотя, если честно, какое-то ощущение, что что-то меняется.
Про коррупцию.
В развитых странах демократии "попил" бюджета денег налогоплательщиков - это вообще сплошная коррупция.
К примеру помощь банкам в прошлом и этом году. триллионы баксов просто ушли в никуда. Помощь Боингу, западному автопрому. Все это завязано в том числе на взятках и откатах огромных сумм денег.
Итальянская мафия просто срослась в одно время с гос. чиновниками.
Вот хорошая статья.
Подлинные причины коррупции и борьба с ней
Что порождает коррупцию?
1. Догмат об обязательном бессеребреничестве государственной власти.
2. Низкий по сравнению с другими видами деятельности общества уровень оплаты труда в структурах государственной власти.
3. Несовершенство и неудобство законов.
1. Считается, что работа в структурах государственной власти должна напоминать подвиг праведника. То есть те, кто пришли во власть должны думать только о том, как бы им получше исполнить свой долг перед обществом, получая при этом минимальную оплату и даже не задумываясь о личном обогащении. Это своего рода догмат об обязательном бессере́бреничестве государственной власти. Нет практически ни одной страны мира, где бы этот догмат не действовал.
Является нормой, когда уровень оплаты государственного служащего ниже, чем его личные качества, квалификация и масштаб деятельности.
Даже теоретически ясно, что это приводит к тому, что индивиды, обладающие высокими личными качествами и квалификацией, идут в частный сектор, вследствие чего в структуры государственной власти попадают индивиды с низким уровнем личных качеств и квалификации, не соответствующей занимаемому положению и масштабу деятельности, особенно на низших ступенях госаппарата. Отсюда мы имеем некомпетентных и непрофессиональных государственных служащих. Сколько известно случаев, когда человек, полностью обанкротившийся в прямом и переносном смысле в частном секторе, назначался на государственные должности и делал там хорошую карьеру, нанося при этом солидный ущерб государству. Если добиться тотального торжества идеологии бессере́бренниечества во власти, то в ней будут работать худшие специалисты из возможных.
Но это в теории, а на практике дела обстоят ещё хуже, так как такой низкопрофессиональный «бессере́бреник», осознав то, что его нахождение на высокой должности это случайность сродни выигрыша в лотерею, начинает безудержно расхищать вверенные ему государственные ресурсы и создавать коррупционные схемы. Именно такие «бессере́бреники» не только разворовывают все и вся государстве, но и продают само государство при первом же удобном случае. Это на высоких должностях. А на низших государственных должностях, где украсть практически нечего, но которые также крайне важны для нормального и эффективного функционирования госаппарата, государство имеет зачастую недееспособных работников, абсолютно не соответствующих занимаемым должностям.
2. Каждое звено гос. управления принадлежит к соответствующей группе общества и работает в ней. Если государственный служащий получает вознаграждение за свой труд меньше, чем средний доход в его группе, а также если оплата не соответствует его личным качествам, квалификации и масштабу деятельности, то это приводит к тому, что он начинает восполнять его из альтернативных источников.
Если индивиды с высокими личными качествами и квалификацией приходят в структуры государственной власти, то они вынуждены возмещать недостающий доход из альтернативных источников: иметь побочный бизнес, лоббировать чьи-то интересы или просто присваивать себе часть государственных средств. Человек не для того долгие годы учился и делал карьеру, чтобы получать потом минимальную оплату за свой труд. А обществу приходится либо закрывать на это глаза, так как альтернативы профессионалу нет, либо иметь на этом месте некомпетентного и низкопрофессионального «бессере́бреника» довольствующегося тем, что ему дают, и то, как уже было сказано выше, почти всегда не довольствующегося, а наоборот.
Людей же подобных святым, чтобы и профессионалами были высочайшим и при этом работали почти забесплатно, существует на этом свете единицы, и заполнить ими хотя бы самые важные государственные посты никак не получится. Да и то, это всё из области утопий, а мы живём в реальном мире и имеем дело с теми людьми, какие у нас есть и других у нас не будет.
3. Коррупция помогает преодолевать несовершенство законов, а также преодолевать те законы, которые просто очень неудобны гражданам.
Огромное количество законов в различных сферах человеческой жизни и деятельности совершенно неудобны или неприемлемы как для простых граждан, так и для бизнеса и они платят взятки за то, чтобы их избавили от соблюдения неприемлемых и неудобных для них законов. Именно такие законы заставляют бизнес и граждан поддерживать коррупцию и быть прямо заинтересованными в её существовании. Даже если эти законы, на первый взгляд, выглядят совершенно правильными и разумными. Если закон неудобен или неприемлем большинству граждан, то они его будут обходить с помощью коррупции*.
Уберите неприемлемые и неудобные для бизнеса и граждан законы, и коррупция в этой части у нас существенно уменьшится.
Борьба с коррупцией и эффективность
Все ныне предлагаемые меры борьбы с коррупцией в мире неэффективны. Коротко они сводятся к следующему.
Одни предлагают массовые репрессии и расстрелы, хотя в Китае, например, чиновников за коррупцию иногда массово расстреливают на стадионах, а коррупции там от этого особо меньше не становится.
Другие предлагают копировать западные модели демократии и общества, где уровень коррупции действительно меньше, чем в остальных странах, однако, скорей всего низкий уровень коррупции на Западе никак не связан с их моделями, ведь работают они только в западных странах, в остальных же они практически никогда не работают. Примером этого является Африка, где западные страны, давая независимость своим колониям, оставили им полные копии своих моделей демократии и общества, но сразу после ухода европейцев эти модели сразу перестали там работать, а уровень коррупции является общепризнанно самым высоким в мире.
На самом же Западе с коррупцией не всё так благополучно как хотят уверить нас апологеты западной модели демократии и общества. Низовой коррупции там действительно мало, а вот коррупции на среднем и высшем уровне власти там тоже достаточно, о чём говорят постоянные коррупционные скандалы.
Причиной того, что в западных, и ряде других стран, практически нет коррупции на низовом, а также нижней и средней частей среднего уровней госуправления, является то, что им обеспечен доход, не уступающий среднему доходу в их классе и высокие социальные гарантии. Самый известный пример этого, полицейские, практически никогда не берущие взяток. Это происходит потому, что государством им обеспечен доход на уровне среднего класса, к которому по уровню личных качеств, квалификации и масштабу деятельности они принадлежат. Они там даже более социально защищены, чем их соседи по среднему классу, например, те же средние предприниматели. Тоже самое, там можно сказать и о других госслужащих. То есть им взятки просто не нужны: доход они имеют достаточный, они хорошо социально защищены, а коррупционный доход для них является недопустимым риском всё это потерять. В тоже время верхний уровень среднего звена управления и особенно высшее звено на Западе имеет доходы намного ниже, чем доходы своих соседей по среднему и высшему классу из частного сектора, в результате чего уровень коррупции в верхнем уровне среднего звена и в высшем звене управления там довольно высок. Об этом говорят непрекращающиеся коррупционные скандалы. Чего одна Италия только стоит. От высокого уровня коррупции спасает их только то, что в высшее звено управления там приходят, как правило, состоятельные в материальном отношении люди, которым примитивный коррупционный доход просто не нужен, а коррупция заключается, в основном, в отстаивании интересов и создании благоприятных условий для стоящих за ними финансово-промышленных групп.
Принципы эффективной борьбы с коррупцией
Для эффективной борьбы с коррупцией необходимо сделать следующее:
1. Отказаться от догмата бессере́бреничества.
2. Оплачивать труд госслужащих таким образом, чтобы размер дохода госслужащего был не ниже чем средний доход в его группе.
3. Не принимать несовершенных и неудобных для граждан законов.
Как это реализовать на практике?
1. Нужно изменить идеологию государства и общества по отношению ко властному служению отказавшись от догмата бессере́бреничества.
2. Нужно оплачивать услуги госслужащих на рыночной основе, напрямую связав доходы государственных чиновников с доходами граждан и прибылью организаций.
Для этого фонд оплаты госслужащих следует формировать из отдельного специального налога (%), взимаемого с доходов физических лиц и прибыли организаций с суммы оставшейся после уплаты ими подоходного налога и налога на прибыль. Неплохо было бы также увязать его с уплатой и остальных налогов и сборов. Это означает, что чем больше государство будет обременять граждан и организации налогами, чем больше оно будет ставить их неблагоприятные условия, понижающие их доходы и прибыль, тем меньше будет их фонд оплаты. Полученные таким образом средства затем распределяются в виде заработной платы по соответствующим ведомствам согласно их компетенции. То есть ведомство занимающееся, к примеру, нефтегазовой отраслью получает сумму, собранную с помощью этого налога с организаций работающих в этой отрасли экономики, и затем она распределяется внутри этого ведомства. Средства, собранные с физических лиц распределяются в виде заработной платы между высшими должностными лицами государства, главами регионов и муниципальных образований, депутатов различных уровней. Чем выше должность, а значит масштаб деятельности и ответственности, тем большую часть от этого фонда получает госслужащий.
Это позволит:
- обеспечить легальный высокий уровень оплаты труда госслужащих, соответствующий их личным качествам, квалификации и масштабу деятельности, что сделает коррупцию бессмысленной;
- обеспечить открытость и прозрачность доходов госслужащих;
- стимулировать гос. управление на то, чтобы создавать максимально благоприятные условия для хозяйственной, и не только, деятельности граждан и организаций, так как от этой деятельности будет напрямую зависеть их доход. Чиновникам различных уровней власти перестанет быть выгодно создавать благоприятные условия только для своих, подконтрольных, а также дружественных им коммерческих организаций и предпринимателей с целью получения коррупционного дохода в ущерб остальным, так как они будут лично материально заинтересованы в успешном развитии как можно большего количества организаций в зоне своей ответственности;
- заинтересовать госслужащих не в увеличении, а в сокращении госаппарата, так как чем больше будет госаппарат, тем на большее количество чиновников придётся делить фонд заработной платы;
- заставить государство экономить государственные средства, рачительно к ним относится и не тратить их впустую;
- сделать государство заинтересованным в снижении налогов до оптимального уровня;
- за счёт высокого уровня оплаты привлечь в структуры государственной власти высококвалифицированных профессионалов.
В будущем, я считаю, гос. управление должна стать системой управляющих компаний, оплачиваемых на рыночной основе.
3. Перед принятием нового закона необходимо просчитывать то, как это закон будет функционировать на практике. Будут ли его соблюдать или начнут массово от него уклоняться.
Этот комплекс мер способен решить проблему коррупции и низкой эффективности государственной власти.
--------
*Возьмём российские ПДД. На трассе максимальная скорость ограничена 110 км. ч. Но подавляющее большинство тех, кто ездят на высокой скорости, ездят гораздо больше 110 км. ч. и будут так ездить.
Или ограничение скорости в населённом пункте до 60 км. ч.?
Но у нас в городах практически все ездят в среднем со скоростью 70-80 (за исключением пробок, разумеется).
А ограничение скорости в пределах населённого пункта на трассе?
Стоит на трассе полузаброшенная деревня, где пять домов и два жителя, но скорость всё равно ограничена и таких деревень иногда через каждые пять км. Только водитель разогнался и надо опять снижать скорость. Причём все знают, что эти ограничения мало кто соблюдает, их нарушают, но всё равно их никто отменять или корректировать не собирается. И таких ограничений в ПДД, которые никто не соблюдал, не соблюдает, и соблюдать не будет, несмотря даже на ужесточение наказания, очень много.
То есть водители платят взятки инспекторам ГИБДД, не только за то, чтобы избежать наказания, но и за то, чтобы иметь возможность обойти неприемлемые для них ограничения и ездить так, как удобно, то есть они платят за свой комфорт на дороге. Поэтому сами водители заинтересованы в коррупции не меньше чем сотрудники ГИБДД.
Или закон о запрете распития пива в общественных местах, который в России все откровенно игнорируют и продолжают пить пиво на улице и будут делать это дальше. Ещё до принятия этого закона всем было ясно, в том числе его авторам и голосовавшим за него депутатам, что это будет совершенно мёртвый закон.
А также выдержка из Интервью с Александром Гуровым, генерал-майором милиции за 2004 год.
- Однажды вы сказали, что мы сами порой провоцируем чиновников на взятки:
- Конечно, и не хотим себе в этом признаться. Однажды провели эксперимент, в ходе которого скрытой камерой записали 100 контактов гаишников с нарушителями правил дорожного движения. Оказалось, что в 95 случаях водители сами, не дожидаясь намеков постового, первыми предлагали ему деньги. Кто они? С точки зрения закона - взяткодатели, которых нужно отдавать под суд. К сожалению, наше сознание сегодня полностью перевернулось.
Вообще, считать ужесточение наказаний панацеей от коррупции могут только те, кто очень слабо представляет, какую роль она играет в жизни общества. Вы удивитесь, если я скажу, что не только негативную, но и позитивную.
- Звучит по меньшей мере скандально:
- Что бы ни говорили, но никакой настоящей рыночной экономики в России нет. Есть базар, некий переходный период, который одни называют либеральными реформами, другие - «бандитским капитализмом». И в этих условиях коррупция является своего рода регулятором общественно-экономических отношений. Аморальным, конечно. Представьте на минуту, что завтра все проснулись честными и решили жить по совести и закону. Никто никому не несет взятки, не отстегивает «откат» за посредничество или нужную информацию. Я уверен, такая анархия началась бы!.. Мы бы вдруг увидели, что в магазины вовремя не завезли продукты, на предприятиях пропала электроэнергия, туда не поступают комплектующие и так далее.