Вчера стукнуло сто два года как англичанину Уильяму Уилетту пришла в голову мысль о введении особого «летнего» времени.
Как-то весной Уильям ехал ранним утром по Лондону и заметил, что хоть солнце давно взошло, почти во всех домах окна еще зашторены. О том, что в первые утренние минуты хоть и светло, но очень холодно, и потому люди предпочитают понежиться в постели, Уилетт не подумал. И опубликовал памфлет «О растранжиривании дневного света», в котором предложил каждое воскресенье апреля и октября переводить часы хотя бы на 20 минут: весной – вперед, а осенью – назад. Вначале над ним смеялись, но в 1908 году в целях экономии электроэнергии на территории всей Великобритании было впервые введено летнее время. С тех пор дважды в год наш организм «насилуют» бессмысленным переводом стрелок.
НАСТЯ И ТОВАРИЩ СТАЛИН
Переход на зимнее и летнее время вредит здоровью и приносит ничтожную экономическую выгоду. Это еще товарищу Сталину на страницах романа Виктора Суворова «Контроль» объясняла помощница Настя: «Летом солнце восходит в три-четыре утра, а зимой – в девять. И какая тогда разница, во сколько вставать? Все равно и в пять, и в семь, и даже в девять утра летом будет светло, а зимой – темно! А основной потребитель электроэнергии вообще промышленность. Станкам и домнам безразлично, темно или светло за окном – «сожрут» столько киловатт, сколько им нужно, и ни одним меньше. Однако это не значит, что надо отказаться от манипуляций со стрелками, – перескоки с летнего времени на зимнее дисциплинируют граждан и укрепляют ореол власти». «Вождь и учитель» кивнул в знак согласия, а поступил еще круче. В 1930 году летнее время ввели, а вернуться на нормальное, зимнее, «забыли» – теперь даже зимой полдень наступал в час дня. Спустя полгода это безобразие назвали «декретным» временем.
А в 1981 году в СССР вновь было принято решение о введении летнего времени, при этом «декретного» часа товарищ Брежнев не отменил! Народу объявили, что ежегодный перевод стрелок на час вперед позволяет экономить России свыше 2 млрд. кВт/ч электричества (0,5% от годовой выработки энергии), поскольку сокращает время пользования бытовыми осветительными приборами. О том, что в летние месяцы полдень наступал уже в 14.00, а в областях, в силу географических причин оказавшихся на самом краю часовых поясов, например, в Псковской – аж в 15.00, сообщить забыли!
И сегодня ответственные за перевод стрелок предпочитают умалчивать о том, как «игры» со временем сказываются на здоровье. Между тем полдень в два-три пополудни – это очень «серьезный» полдень! Такого удара по естественным биоритмам организма не испытывали и не испытывают до сих пор жители любой из стран мира. Экономим полпроцента – тысячи людей вымрут.
Но практика перехода на летнее время до сих пор находит своих сторонников даже среди медиков! Их основной довод такой: осенью и зимой рано темнеет, и многие впадают в депрессию. Дополнительный световой час дает психологическое и физическое здоровье, ведь свет стимулирует синтез витамина D!
Но что-то слаб оказывается этот витамин… Наблюдения показывают: особо вредное влияние игры со временем оказывают на организм детей, у которых 30–50 процентов утренней части сна приходится на самую здоровую его фазу – «быстрого» сна. Ребятишки становятся более нервными, развитие их мозга замедляется. Перемена времени подобна легкому сотрясению, которое отражается на способности учеников следить за объяснением учителя – первые два урока фактически пропадают зря...
Страдают от перевода стрелок и пожилые, больные, которые принимают лекарства точно по времени, например, диабетики. Нарушается обмен жиров в организме, уровень холестерина зашкаливает!
А ученые из Петербургского НИИ акушерства и гинекологии имени Д. Отта и вовсе огорошили. Доказали, что из-за перевода стрелок падает… рождаемость! При пробуждении до восхода солнца физические силы организма дремлют, и мужчинам не до выполнения супружеских обязанностей! Хотя, впрочем, какой уж там секс. Осенью и без временного сдвига организм человека испытывает стресс вследствие смены сезонов!
ЧАСЫ ВНУТРИ НАС
Почему же столь разрушительны последствия от пробуждения всего на какой-то час раньше обычного? Оказывается – потому, что внутри организма «тикают» свои, биологические часы независимо от переводимых кем-то стрелок!
Зимой 1975 года исследователь Агаджанян пытался в условиях полярной ночи перестроить жителей Шпицбергена с 24-часовых суток на 27-часовые. Пусть люди 9 часов работают, 9 – отдыхают и 9 – спят. Вроде, так удобнее – больше дел можно переделать и на работе и дома, не тратить лишние минуты на раскачку и переодевание. Но эксперимент провалился – люди стали лишь чаще болеть и нервничать, хотя 27-часовые «сутки» не противоречили солнечным. Вплоть до марта солнце на Шпицбергене вообще не всходило: многомесячная кромешная тьма, собачий холод.
Тогда Агаджанян предположил, что организм человека чувствует вращение планеты и ориентируется во времени по нему. Это и есть основные «биологические часы», которые работают даже в экстремальных условиях Заполярья! Такие же или похожие биологические часы есть у всех живых существ на Земле, включая растения и примитивных насекомых!
Например, пчел на зиму укрывают от морозов и света. Они цепенеют в темных ульях, а «часы» идут, и весной пчелы правильно определяют время суток для первого вылета к цветущим растениям. Засыпают, повисая на всю зиму вниз головой в пещерах, летучие мыши. Проходит много месяцев, но и они правильно выбирают время для пробуждения и первого вылета в теплую весеннюю ночь.
Пятьдесят лет назад генетик Питендрич изучал периодичность в жизни дрозофил. И установил, что мушки одного вида – «жаворонки» – активны по утрам, а другие – «совы» – любят вечернее время. Виновник – снова «внутренние часы» – особый, передаваемый по наследству, ген. Его назвали ген PER.
Даже известное одноклеточное существо – эвглена зеленая – ночью неактивна, а днем плывет в сторону большей освещенности. Но если направить на нее свет в ночные часы – эвглена на него не среагирует и будет «спать»! И никто ее не заставит жить по летнему или зимнему времени – это только с людьми можно поступать хуже, чем с мухами и одноклеточными тварями!
БИОРИТМЫ
Директор Кардиологического центра Владивостока, доктор медицинских наук Л.Я. Глыбин, на основе наблюдений предположил, что у человека в течение суток есть несколько фаз повышенного и пониженного физиологического состояния организма. Наиболее «уязвимы» периоды с 2 до 3 ночи, с 9 до 10 утра, с 14 до 15 дня (обеденный перерыв!), с 18 до 19 и с 22 до 23 часов вечера. А время высокой работоспособности либо просто здорового сна – с 5 до 6 утра, с 11 до 13, с 16 до 17, с 20 до 21 и с 24 до часу ночи. Впоследствии его догадку подтвердили исследования НИИ медицины труда РАМН. Из-за сдвигов стрелок смещается идеальное время для перерыва на обед, утреннее пробуждение приходится на время наиболее необходимого для восстановления сил и самого здорового «предутреннего сна», а время отхода ко сну – на активную фазу, когда человек сам по себе уснуть не может. Это приводит к хроническому недосыпанию, перееданию и падению производительности труда.
Так стоит ли вновь переводить стрелки часов? Хватит с нас и «подарочка» от товарища Сталина – декретного часа. А вот к следующему марту, может быть, стоит им, из комиссии по времени и эталонным частотам, призадуматься – пусть так делают Америка, Европа. А вот Япония – тоже, между прочим, развитая страна, на зимнее и летнее время не переходит. Наверное, потому в Японии невероятное количество долгожителей, чей возраст перевалил за сто лет – 23 тысячи, целый город! А средняя продолжительность жизни в Японии – самая высокая на Земле – 81 год!
Медики Новосибирска, а затем и Академия медицинских наук России исследовали последствия перехода на «зимнее» и «летнее» время. Ученые выяснили, что в первую неделю число вызовов «скорой помощи» увеличивалось на 11-12 процентов, несчастных случаев – на 33 процента, самоубийств – на 60–66 процентов, смертности от инфарктов – на 75 процентов. И только к концу третьей недели после сдвига стрелок показатели возвращались к исходным. В масштабах России, по некоторым оценкам, это своеобразная помощь в преждевременном уходе в «мир иной» вдвое большему числу людей, чем гибнет в ДТП.Переход на зимнее и летнее время вредит здоровью и приносит ничтожную экономическую выгоду. Это еще товарищу Сталину на страницах романа Виктора Суворова «Контроль» объясняла помощница Настя: «Летом солнце восходит в три-четыре утра, а зимой – в девять. И какая тогда разница, во сколько вставать? Все равно и в пять, и в семь, и даже в девять утра летом будет светло, а зимой – темно! А основной потребитель электроэнергии вообще промышленность. Станкам и домнам безразлично, темно или светло за окном – «сожрут» столько киловатт, сколько им нужно, и ни одним меньше. Однако это не значит, что надо отказаться от манипуляций со стрелками, – перескоки с летнего времени на зимнее дисциплинируют граждан и укрепляют ореол власти». «Вождь и учитель» кивнул в знак согласия, а поступил еще круче. В 1930 году летнее время ввели, а вернуться на нормальное, зимнее, «забыли» – теперь даже зимой полдень наступал в час дня. Спустя полгода это безобразие назвали «декретным» временем.
А в 1981 году в СССР вновь было принято решение о введении летнего времени, при этом «декретного» часа товарищ Брежнев не отменил! Народу объявили, что ежегодный перевод стрелок на час вперед позволяет экономить России свыше 2 млрд. кВт/ч электричества (0,5% от годовой выработки энергии), поскольку сокращает время пользования бытовыми осветительными приборами. О том, что в летние месяцы полдень наступал уже в 14.00, а в областях, в силу географических причин оказавшихся на самом краю часовых поясов, например, в Псковской – аж в 15.00, сообщить забыли!
И сегодня ответственные за перевод стрелок предпочитают умалчивать о том, как «игры» со временем сказываются на здоровье. Между тем полдень в два-три пополудни – это очень «серьезный» полдень! Такого удара по естественным биоритмам организма не испытывали и не испытывают до сих пор жители любой из стран мира. Экономим полпроцента – тысячи людей вымрут.
Но практика перехода на летнее время до сих пор находит своих сторонников даже среди медиков! Их основной довод такой: осенью и зимой рано темнеет, и многие впадают в депрессию. Дополнительный световой час дает психологическое и физическое здоровье, ведь свет стимулирует синтез витамина D!
Но что-то слаб оказывается этот витамин… Наблюдения показывают: особо вредное влияние игры со временем оказывают на организм детей, у которых 30–50 процентов утренней части сна приходится на самую здоровую его фазу – «быстрого» сна. Ребятишки становятся более нервными, развитие их мозга замедляется. Перемена времени подобна легкому сотрясению, которое отражается на способности учеников следить за объяснением учителя – первые два урока фактически пропадают зря...
Страдают от перевода стрелок и пожилые, больные, которые принимают лекарства точно по времени, например, диабетики. Нарушается обмен жиров в организме, уровень холестерина зашкаливает!
А ученые из Петербургского НИИ акушерства и гинекологии имени Д. Отта и вовсе огорошили. Доказали, что из-за перевода стрелок падает… рождаемость! При пробуждении до восхода солнца физические силы организма дремлют, и мужчинам не до выполнения супружеских обязанностей! Хотя, впрочем, какой уж там секс. Осенью и без временного сдвига организм человека испытывает стресс вследствие смены сезонов!
ЧАСЫ ВНУТРИ НАС
Почему же столь разрушительны последствия от пробуждения всего на какой-то час раньше обычного? Оказывается – потому, что внутри организма «тикают» свои, биологические часы независимо от переводимых кем-то стрелок!
Зимой 1975 года исследователь Агаджанян пытался в условиях полярной ночи перестроить жителей Шпицбергена с 24-часовых суток на 27-часовые. Пусть люди 9 часов работают, 9 – отдыхают и 9 – спят. Вроде, так удобнее – больше дел можно переделать и на работе и дома, не тратить лишние минуты на раскачку и переодевание. Но эксперимент провалился – люди стали лишь чаще болеть и нервничать, хотя 27-часовые «сутки» не противоречили солнечным. Вплоть до марта солнце на Шпицбергене вообще не всходило: многомесячная кромешная тьма, собачий холод.
Тогда Агаджанян предположил, что организм человека чувствует вращение планеты и ориентируется во времени по нему. Это и есть основные «биологические часы», которые работают даже в экстремальных условиях Заполярья! Такие же или похожие биологические часы есть у всех живых существ на Земле, включая растения и примитивных насекомых!
Например, пчел на зиму укрывают от морозов и света. Они цепенеют в темных ульях, а «часы» идут, и весной пчелы правильно определяют время суток для первого вылета к цветущим растениям. Засыпают, повисая на всю зиму вниз головой в пещерах, летучие мыши. Проходит много месяцев, но и они правильно выбирают время для пробуждения и первого вылета в теплую весеннюю ночь.
Пятьдесят лет назад генетик Питендрич изучал периодичность в жизни дрозофил. И установил, что мушки одного вида – «жаворонки» – активны по утрам, а другие – «совы» – любят вечернее время. Виновник – снова «внутренние часы» – особый, передаваемый по наследству, ген. Его назвали ген PER.
Даже известное одноклеточное существо – эвглена зеленая – ночью неактивна, а днем плывет в сторону большей освещенности. Но если направить на нее свет в ночные часы – эвглена на него не среагирует и будет «спать»! И никто ее не заставит жить по летнему или зимнему времени – это только с людьми можно поступать хуже, чем с мухами и одноклеточными тварями!
БИОРИТМЫ
Директор Кардиологического центра Владивостока, доктор медицинских наук Л.Я. Глыбин, на основе наблюдений предположил, что у человека в течение суток есть несколько фаз повышенного и пониженного физиологического состояния организма. Наиболее «уязвимы» периоды с 2 до 3 ночи, с 9 до 10 утра, с 14 до 15 дня (обеденный перерыв!), с 18 до 19 и с 22 до 23 часов вечера. А время высокой работоспособности либо просто здорового сна – с 5 до 6 утра, с 11 до 13, с 16 до 17, с 20 до 21 и с 24 до часу ночи. Впоследствии его догадку подтвердили исследования НИИ медицины труда РАМН. Из-за сдвигов стрелок смещается идеальное время для перерыва на обед, утреннее пробуждение приходится на время наиболее необходимого для восстановления сил и самого здорового «предутреннего сна», а время отхода ко сну – на активную фазу, когда человек сам по себе уснуть не может. Это приводит к хроническому недосыпанию, перееданию и падению производительности труда.
Так стоит ли вновь переводить стрелки часов? Хватит с нас и «подарочка» от товарища Сталина – декретного часа. А вот к следующему марту, может быть, стоит им, из комиссии по времени и эталонным частотам, призадуматься – пусть так делают Америка, Европа. А вот Япония – тоже, между прочим, развитая страна, на зимнее и летнее время не переходит. Наверное, потому в Японии невероятное количество долгожителей, чей возраст перевалил за сто лет – 23 тысячи, целый город! А средняя продолжительность жизни в Японии – самая высокая на Земле – 81 год!