Наткнулся на вопрос/ответ - понравилось в силу своей полезности... Хотя мне кажется, что данные соображения "доходили" до разумения владельцев бизнеса с десяток лет назад, а сейчас? - по моему опыту бизнесмены считают, что если они дадут финансирование (сколь угодно малое), то любая сложная проблема будет решена "на раз"... Да это "прокатывает" иногда для "старого" бизнеса, где организационно-технические вопросы давно были разрешены "подвигами", как правило бывшего персонала, а новые веения накладываются на отработанное течение бизнеса, но и "новички" относятся к данным проблемам так-же!
Цитата: Нашли организацию, которая станет внедрять, определились с технологическими процессами, суммой на программу, внедрение и т.д. Но вот такой вопрос: какие «подводные камни» могут возникнуть в процессе внедрения?
О, пожалуйста… Подводные «камни» внедрения - типовые в «ассортименте».
«Камни» заказчика.
1. Заказчик не совсем точно понимает, чего хочет. Требования формируются в виде "все нужные отчеты", "чтобы было удобно".
2. Нечеткая детализация задач. Бумажные формы, которые нужно получать из системы, передаются заказчику зачастую без методики заполнения, а дьявол, то в деталях!
3. Незнание законодательства. "Делайте как по-закону", а потом оказывается, что на самом деле нужен трехуровневый мухлёж (для налоговой, для заказчиков, для клиентов).
4. Нечеткое представление о том, кто и что должен делать в системе. Зачастую этот вопрос обходится стороной на начальном этапе. А потом недовольные начинают утомительные разборки.
Например, кто должен вносить в систему данные об инвалидности сотрудника, кадровик или бухгалтер? Этот пункт очень важен, т.к. зачастую системы наименее гибки именно в разделении полномочий.
5. Отсутствие нормального рабочего места сотрудников подрядчика (внедренца) в вашем офисе. Нужно понимать, что если сотрудник сидит на покосившейся табуретке в душной и шумной комнате, то результат будет нехорошим. Нужны нормальные офисные рабочие места, подкормка чаем и печеньками желательна.
6. Не уделяется должного внимания подготовке инструкций пользователей и различных регламентов по работе с системой. Регламенты работы с документами у заказчика зачастую отсутствуют и требуют проработки и утверждения. Но внедрить очень хочется прямо сейчас. В итоге автоматизируется не то, что нужно.
7. Не уделяется внимание обучению персонала работе с системой. Как следствие - саботаж пользователей заказчика, желание скомпрометировать систему и вернуть себе привычную печатную машинку, которая всегда печатает то что надо.
8. Не прорабатывается вопрос первоначальной загрузки данных в систему. Например, персональных данных сотрудников, личных счетов, среднего заработка и т.п. В итоге вроде и система рабочая, а пользоваться нельзя. Многонедельные авралы по 14 часов в день, взаимное недовольство, ошибки впопыхах рассчитанной зарплате...
9. Руководство заказчика не выделяет своим сотрудникам время на участие во внедрении. В итоге заказчик и подрядчик живут своей отдельной жизнью и получается полная ерунда. Во многом именно отсюда следуют все предыдущие подводные камни.
10. Если внедряется широко распространенная система "из коробки" с доработкой под ваши особенности, то требуйте документ с описанием выполненных доработок. Чтобы при необходимости вас могла поддержать другая организация - внедренец.
11. Не прорабатывается вопрос первоначальной поддержки пользователей. В итоге пользователи остаются один на один с непонятной программой. Поддержка обязательно нужна, желательно в вашем офисе. В поддержку обязательно должна входить правка инструкций при необходимости.
12. Не прорабатывается вопрос обновления по изменениям законодательства во время процесса внедрения. В итоге заказывали одно, сделали именно это. Но результат уже никому не нужен. Любое изменение законодательства может добавить подрядчику трудозатрат, с этим ничего не поделать. Принцип "только два из трех: быстро, дешево, качественно" работает и тут.
13. Не прорабатывается вопрос о доработках системы по итогам первых недель/месяцев эксплуатации. Не бывает так, чтобы с первого раза получилось идеально. Обязательно заложить бюджет на последующее развитие системы в близкой перспективе.
Подводные «камни» подрядчика. Происходят в основном из острого желания сэкономить на вас лично и на своих же сотрудниках в общем.
1. После заключения договора в глазах подрядчика ваш приоритет резко идет вниз. Поэтому все лучшие кадры подрядчика приезжают к кому угодно, но не к вам. Требуйте выполнять работы на вашей территории. Вы должны видеть реальных людей. Разного рода удаленные работы возможны только при установившемся взаимном доверии.
2. Техническая некомпетентность внедренцев, которые позавчера закончили ВУЗ. Непрофильный. Не стесняйтесь проводить собеседования внедренцев, которые будут работать на Вашей территории. Только не перегибайте, не превращайте собеседование в попытку подловить с улюлюканьем.
3. Незнание законодательства. Тут нужно понимать, что внедренцы могут быть не в курсе новинок и узких нюансов вашей специфики. Надо работать в тесном контакте, тогда и результат будет.
4. Текучка сотрудников подрядчика. Происходит от маленькой зарплаты (тут вы не сможете ничего сделать), перекидывания на более приоритетные (для подрядчика) проекты, от желания подрядчика "прокачать" новеньких сотрудников на опыте вашего проекта. Поэтому фиксируйте состав проектной команды от подрядчика. Порядка 50-80% сотрудников подрядчика должны постоянно работать только у вас. Требуйте вашего согласия при замене. При этом надо понимать, что бывают работы, которые не требуют большого опыта и на них можно пригонять временных студентов. И наоборот, случаются узко специфические места, на которые вам пришлют специально обученного человека на ограниченное время. Если у вас будет работать мало людей, один-два, имейте ввиду, что именно они делают вам систему, а не директор подрядчика.
5. Проектная техническая документация (инструкции, регламенты и т.п.) пишутся по остаточному принципу, малоинформативные и непонятные неподготовленному пользователю.
Подводные камни общетехнического и бытового характера:
1. Журналирование ввода данных в систему зачастую не включается в требования. А меж тем необходимо понимать, кто, где накосячил и почему система выдает именно такие числа, а не такие какие хочется.
2. Не устанавливаются требования по созданию резервных копий и главное! восстановлению из них. В итоге разнообразные сбои приводят к простоям пользователей, а то и производства в целом.
3. Не устанавливаются требования к бесперебойной работе аппаратуры (серверов и т.п.). Сервер (бывший игровой компьютер сына директора), воткнутый в ту же линию, что и сварочный аппарат, размещается в глухой кладовке без вентиляции, почему-то часто выходит из строя.
4. Проблемы с компьютерной сетью заказчика, которые ранее не были критичными. Например регулярные обрывы связи, недостаточная скорость обмена данными.
5. Недостаточная производительность рабочих компьютеров сотрудников, если древние машины.
6. Вовлечение в работу в системе сотрудников, которые ранее не общались с компьютерами и/или не имеют рабочего компьютера. Например, кладовщики, табельщики.
7. Организация удаленного доступа в систему. например, чтобы директор из дома мог отчеты смотреть. Требует внимания к обеспечению информационной безопасности локальной компьютерной сети.
P.S. Ссылку на автора не даю, т.к. фрагменты данного текста есть во многих источниках, да и сам его чуток подредактировал и исправил ошибки.